Трактаты Дао

К Статьям

Трактаты Дао

За длительную историю существования даосизма было написано много различных произведений, описывающих те или иные аспекты данного учения. В настоящее время все эти произведения составляют «Даосский канон» («Собрание даосских писаний») — Дао цзан 道藏. В нем можно найти все, включая основные письмена, генеалогии и описания, правила этикета, практические методы и многое другое.

Среди всего этого разнообразия литературы, наиважнейшими общепринято считать следующие трактаты Дао:

  1. Дао дэ цзин 道德經
  2. Чжуан-цзы 莊子
  3. Ле-цзы 列子

Все эти трактаты написаны примерно в одно время, дают определение базовых понятий даосской традиции.

Дао дэ цзин

Дао дэ цзин является основополагающим тестом для даосизма, легшим в основу философии и психофизических практик. Это одно из наиболее часто переводимых и цитируемых произведений в мире.

В своем произведении Ши цзи 史記 («Исторические записки»), потомственный историограф династии Хань 漢朝, ученый и писатель (206 до н.э.— 220 н.э.) Сыма Цянь 司馬遷 (II–I вв. до н.э.), указал, что данная книга была написана мудрецом Лао-цзы 老子 (IV-VI вв. до н.э.), который решил удалиться от мира.

По приданию, трактат был написан Учителем Лао за одну ночь, по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он проезжал, двигаясь в неизвестном направлении.

Это небольшое по объему, но очень емкое произведение, содержащее изложение важнейших понятий, вопросов происхождения сущего, принципов совершенствования, подходов к управлению государством и войсками, этики и принципов социального благополучия, подходов к сохранению здоровья и т.д.

Ключевыми для данного трактата являются понятия Дао 道 и Дэ 德.

Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не возвышала бы Дао, и не ценила бы Дэ. Дао возвышенно, Дэ почтенно, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности. Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает их, взращивает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим не повелевать. Вот что называется глубочайшим Дэ.

— Дао дэ цзин (пер. Ян Хин-шуна)
Если Вы хотите побольше узнать о данном трактате и глубоких принципах, лежащих в его основе, приглашаем Вас на курс Смыслы Лао-цзы. Вечная истина Дао дэ цзина.

Чжуан-цзы

Имя трактату дано по имени его создателя — Чжуан-цзы 莊子 (примерно 369 — 286 г. до н.э.). Это уникальное произведение, т.к. является не только ключевым текстом раннего даосизма, но и первым собранием китайской прозы, важным с литературной точки зрения. Наряду с трактатами Дао дэ цзин и Чжоу И 週易 («Чжоусская книга перемен»), Чжуан-цзы входит в тройку сокровенных трактатов — Сань сюань 三玄.

Трактат написан живым языком и очень хорошо воспринимается, содержит множество поучительных историй, написанных с юмором и иронией. В аллегорической форме истории, входящие в состав трактата, описывают Дао, применительно к конкретному человеку. Чжуан-цзы пропагандирует свободу от условностей и естественную спонтанность. Автор считает, что ключом к истинному счастью является освобождение человека от мира и его норм посредством реализации принципа «недеяния» — у вэй 無為. Не смотря на легкость изложения, трактат имеет очень глубокое внутреннее содержание. Недаром, Дао цзан содержит большое количество комментариев к данному тексту.

Ле-цзы

Написание данного текста приписывают даосском философу и подвижнику Ле Юй-коу列圄寇, жившему предположительно в период Сражающихся царств (V  — III века до н. э.). Хотя, скорее всего, Ле-цзы представляет собой сборник высказываний мастера и сопутствующих рассказов, собранных учениками уже после его смерти. Текст фигурирует в каталогах имперской библиотеке, составленных во времена Ранней Хань 前漢 (206 до н. э. — 9 н. э.). В период Троецарствия (220 — 280 г. н. э.) текст был утерян и позже восстановлен по памяти одним из конфуцианских философов. Трактат также представляет собой сборник притч и рассказов, описывающих некоторые вопросы натурфилософии и космогонии. Важным моментом, освещаемым в тексте является процесс развертывания единого изначального в «тьму вещей».

В старину мудрые цари прозрели общую основу Неба и Земли в чередовании сил Инь и Ян. Но ежели все обладающее формой родилось из бесформенного, от чего же родились Небо и Земля? Я отвечаю: вначале была Великая Простота, потом появилось Великое Начало, затем появилась Великая Основа, после чего появилась Великая Вещественность. В Великой Простоте еще не было дыхания. Великое Начало было началом дыхания. Великая Основа была началом всех форм. Великая Вещественность — начало всех вещей. Дыхание, форма и вещь еще не отделились друг от друга, посему такое состояние зовется хаосом. Хаос означает смешение всех вещей, еще не отделившихся друг от друга. Всматривайся в него — и не увидишь, вслушивайся в него — и не услышишь. Посему он зовется «простотой». Простое не имеет ни формы, ни границ. Претерпев превращение, оно стало Единым, а из Единого оно стало семью, семь же превратилось в девять. На девятке превращения исчерпываются и снова приходят к единице. А это Единое есть начало превращений всех форм. Чистое и легкое поднялось вверх и образовало небо, грязное и тяжелое опустилось вниз и образовало землю, а дыхание, пронизавшее то и другое, породило человека. Вот так Небеса и Земля заключили в себе семя всего живого, и все сущее обрело жизнь.

— Ле-цзы (пер. В.В. Малявина)

Кроме того, в каждой школе есть свои важнейшие, внешние и внутренние, трактаты Дао.

Например трактат Хуэйминцзин 慧命经, написанный Лю Хуаяном  柳华阳, является одним из важнейших трактатов в Школе Улюпай 伍柳派. Данный трактат дает общее представление об алхимическом пути совершенствования природы человека.

Если Вам интересно побольше узнать о данном произведении и знаниях, заложенных в нем, приглашаем Вас на курс Трактаты Школы Улюпай — Хуэйминцзин.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте