За длительную историю существования даосизма было написано много различных произведений, описывающих те или иные аспекты данного учения. В настоящее время все эти произведения составляют «Даосский канон» («Собрание даосских писаний») — Дао цзан 道藏. В нем можно найти все, включая основные письмена, генеалогии и описания, правила этикета, практические методы и многое другое.
Среди всего этого разнообразия литературы, наиважнейшими общепринято считать следующие трактаты Дао:
- Даодэцзин 道德經
- Чжуан-цзы 莊子
- Ле-цзы 列子
Все эти трактаты написаны примерно в одно время, дают определение базовых понятий даосской традиции.
Даодэцзин
Даодэцзин является основополагающим тестом для даосизма, легшим в основу философии и психофизических практик. Это одно из наиболее часто переводимых и цитируемых произведений в мире.
В своем произведении Ши цзи 史記 («Исторические записки»), потомственный историограф династии Хань 漢朝, ученый и писатель (206 до н.э.— 220 н.э.) Сыма Цянь 司馬遷 (II–I вв. до н.э.), указал, что данная книга была написана мудрецом Лао-цзы 老子 (IV-VI вв. до н.э.), который решил удалиться от мира.
По приданию, трактат был написан Учителем Лао за одну ночь, по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он проезжал, двигаясь в неизвестном направлении.
Это небольшое по объему, но очень емкое произведение, содержащее изложение важнейших понятий, вопросов происхождения сущего, принципов совершенствования, подходов к управлению государством и войсками, этики и принципов социального благополучия, подходов к сохранению здоровья и т.д.
Ключевыми для данного трактата являются понятия Дао 道 и Дэ 德.
Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не возвышала бы Дао, и не ценила бы Дэ. Дао возвышенно, Дэ почтенно, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности. Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает их, взращивает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим не повелевать. Вот что называется глубочайшим Дэ.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
Чжуан-цзы
Имя трактату дано по имени его создателя — Чжуан-цзы 莊子 (примерно 369 — 286 г. до н.э.). Это уникальное произведение, т.к. является не только ключевым текстом раннего даосизма, но и первым собранием китайской прозы, важным с литературной точки зрения. Наряду с трактатами Даодэцзин и Чжоу И 週易 («Чжоусская книга перемен»), Чжуан-цзы входит в тройку сокровенных трактатов — Сань сюань 三玄.
Трактат написан живым языком и очень хорошо воспринимается, содержит множество поучительных историй, написанных с юмором и иронией. В аллегорической форме истории, входящие в состав трактата, описывают Дао, применительно к конкретному человеку. Чжуан-цзы пропагандирует свободу от условностей и естественную спонтанность. Автор считает, что ключом к истинному счастью является освобождение человека от мира и его норм посредством реализации принципа «недеяния» — у вэй 無為. Не смотря на легкость изложения, трактат имеет очень глубокое внутреннее содержание. Недаром, Дао цзан содержит большое количество комментариев к данному тексту.
Ле-цзы
Написание данного текста приписывают даосском философу и подвижнику Ле Юй-коу列圄寇, жившему предположительно в период Сражающихся царств (V — III века до н. э.). Хотя, скорее всего, Ле-цзы представляет собой сборник высказываний мастера и сопутствующих рассказов, собранных учениками уже после его смерти. Текст фигурирует в каталогах имперской библиотеке, составленных во времена Ранней Хань 前漢 (206 до н. э. — 9 н. э.). В период Троецарствия (220 — 280 г. н. э.) текст был утерян и позже восстановлен по памяти одним из конфуцианских философов. Трактат также представляет собой сборник притч и рассказов, описывающих некоторые вопросы натурфилософии и космогонии. Важным моментом, освещаемым в тексте является процесс развертывания единого изначального в «тьму вещей».
В старину мудрые цари прозрели общую основу Неба и Земли в чередовании сил Инь и Ян. Но ежели все обладающее формой родилось из бесформенного, от чего же родились Небо и Земля? Я отвечаю: вначале была Великая Простота, потом появилось Великое Начало, затем появилась Великая Основа, после чего появилась Великая Вещественность. В Великой Простоте еще не было дыхания. Великое Начало было началом дыхания. Великая Основа была началом всех форм. Великая Вещественность — начало всех вещей. Дыхание, форма и вещь еще не отделились друг от друга, посему такое состояние зовется хаосом. Хаос означает смешение всех вещей, еще не отделившихся друг от друга. Всматривайся в него — и не увидишь, вслушивайся в него — и не услышишь. Посему он зовется «простотой». Простое не имеет ни формы, ни границ. Претерпев превращение, оно стало Единым, а из Единого оно стало семью, семь же превратилось в девять. На девятке превращения исчерпываются и снова приходят к единице. А это Единое есть начало превращений всех форм. Чистое и легкое поднялось вверх и образовало небо, грязное и тяжелое опустилось вниз и образовало землю, а дыхание, пронизавшее то и другое, породило человека. Вот так Небеса и Земля заключили в себе семя всего живого, и все сущее обрело жизнь.
— Ле-цзы (пер. В.В. Малявина)
Кроме того, в каждой школе есть свои важнейшие, внешние и внутренние, трактаты Дао.
Например трактат Хуэйминцзин 慧命经, написанный Лю Хуаяном 柳华阳, является одним из важнейших трактатов в Школе Улюпай 伍柳派. Данный трактат дает общее представление об алхимическом пути совершенствования природы человека.