Философия китайского даосизма занимает почетное место в сокровищнице мировой культуры. Древние трактаты основоположников китайского даосизма и в наше время вызывают большой интерес у современников, и это неудивительно. Самый известный трактат о Дао 道 – Даодэцзин 道德經 Лао-цзы 老子 – переведен на более чем 250 языков, и по количеству переводов на другие языки уступает разве что переводам Библии. Несмотря на то, что поколения исследователей уже многие столетия изучают этот древний трактат о Дао и Дэ 德, и существуют сотни комментариев этого текста, тайны Даодэцзин до сих пор не раскрыты.
Согласно древнекитайскому историческому труду «Исторические записки» Ши цзи 史记, автор трактата Даодэцзин – древний мудрец Лао-цзы родился в юго-западном государстве Чу 楚, и служил в качестве историка-астролога ши 史 в Чжоу 周朝. В Ши цзи приводится история о том, как Конфуций 孔子 прибыл к Лао-цзы для получения наставлений, и как после встречи сравнил Лао-цзы с драконом. В конце периода Весен и Осеней, в преддверии смуты и войн периода Сражающихся Царств, Лао-цзы оставил свою службу и отправился, по легенде, на запад. Проходя через пограничную заставу, по просьбе начальника заставы, написал трактат, который и является знаменитым Даодэцзин. В Ши цзи упоминается, что к моменту ухода на запад Лао-цзы с помощью искусства пестования-вскармливания жизни достиг долголетия в 160-200 лет.
Центральными в Даодэцзин, и это видно даже из названия трактата, являются категории Дао и Дэ. Вряд ли возможно в рамках короткой статьи дать полноценное и исчерпывающее определение для таких глубоких понятий, о которых до сих пор спорят философы и даологи. Лучше всего привести слова из Даодэцзина:
Для сохранения спокойствия души [человек] должен соблюдать единство. Тогда [в нем] не будут пробуждаться желания. Если сделать дух мягким, человек станет подобен новорожденному. Если его созерцание становится чистым, тогда не будет заблуждений. Любовь к народу и управление страной осуществляются без умствования. Врата мира открываются и закрываются при соблюдении спокойствия. Знание этой истины делает возможным недеяние. Рождать [существа] и воспитывать [их], создавать и не обладать [тем, что создано], творить и не воспользоваться [тем, что сделано], будучи старшим среди других, не считать себя властелином — все это называется глубочайшим Дэ.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
Условно, можно определить Дэ как качество, возникающее у того человека, который в своих действиях следует не своим желаниям, а необходимости точного соответствия вселенскому закону –первопринципу, прародителю всех вещей, который Лао-цзы называет — Дао.
Даодэцзин стал трактатом, который вдохновлял многих мудрецов последующих столетий и эпох на поиск Пути жизни в соответствии с Дао. В веках прославлен Чжуан-цзы 莊子, известен также Ле-цзы 列子 и другие философы китайского даосизма более поздних времен.
Чжуан-цзы родился примерно в 369 г. до н.э. в царстве Сун в городе Мэн (на территории современного уезда Мэнчэн 蒙城 провинции Аньхой), в знатной, но утерявшей влияние семье. Некоторое время он служил мелким чиновником-смотрителем в Мэн, но позже поселился в царстве Чу, откуда также был родом Лао-цзы. Согласно имеющимся сведениям, Чжуан-цзы приобрел большую известность своей мудростью, и был приглашен на должность первого министра, но отказался, предпочтя независимость и недеяние (у вэй 無為) высокому социальному статусу.
Трактат, названный по имени автора Чжуан-цзы, стал одной из знаменитейших работ даосизма. Язык Чжуан-цзы – язык притч, но их смысл остается актуальным и сейчас, спустя два с лишним тысячелетия.
Еще одним знаменитым древним даосским автором является Ле Юйкоу 列禦寇, автор трактата Ле-цзы 列子. Ле Юйкоу родился царстве Чжэн 鄭國, был известен как даосский наставник, добившийся удивительных способностей. Текст Ле-цзы был утерян в смутные времена Троецарствия, но позднее был, насколько возможно, восстановлен по памяти.
Трактат оказал большое влияние на последующие поколения философов китайского даосизма, многие высказывания из трактата и сегодня впечатляют ищущих свой путь совершенствования в Дао.
Не имеющее начала, но постоянно рождающее — это путь. Когда рожденный живым не гибнет [преждевременно], хотя и смертен, — это постоянство; когда рожденный живым гибнет [преждевременно] — это несчастье.
— Ле-цзы (пер. Позднеевой Л.Д.)
Многие поколения авторов писали о Дао-Пути и после Ле Юйкоу, Чжуан-цзы, и Лао-цзы. Однако, именно сокровенные смыслы Даодэцзина признаются одним из важнейших источников науки о Дао.