Философы китайского даосизма

К Статьям

Философы китайского даосизма

Философия китайского даосизма занимает почетное место в сокровищнице мировой культуры. Древние трактаты основоположников китайского даосизма и в наше время вызывают большой интерес у современников, и это неудивительно. Самый известный трактат о Дао 道 – Дао дэ цзин 道德經 Лао-цзы 老子 – переведен на более чем 250 языков, и по количеству переводов на другие языки уступает разве что переводам Библии. Несмотря на то, что поколения исследователей уже многие столетия изучают этот древний трактат о Дао и Дэ 德, и существуют сотни комментариев этого текста, тайны Дао дэ цзина до сих пор не раскрыты.

Согласно древнекитайскому историческому труду «Исторические записки» Ши цзи 史记, автор трактата Дао дэ цзин – древний мудрец Лао-цзы родился в юго-западном государстве Чу 楚, и служил в качестве историка-астролога ши 史 в Чжоу 周朝. В Ши цзи приводится история о том, как Конфуций 孔子 прибыл к Лао-цзы для получения наставлений, и как после встречи сравнил Лао-цзы с драконом. В конце периода Весен и Осеней, в преддверии смуты и войн периода Сражающихся Царств, Лао-цзы оставил свою службу и отправился, по легенде, на запад. Проходя через пограничную заставу, по просьбе начальника заставы, написал трактат, который и является знаменитым Дао дэ цзин. В Ши цзи упоминается, что к моменту ухода на запад Лао-цзы с помощью искусства пестования-вскармливания жизни достиг долголетия в 160-200 лет.

Центральными в Дао дэ цзине, и это видно даже из названия трактата, являются категории Дао и Дэ. Вряд ли возможно в рамках короткой статьи дать полноценное и исчерпывающее определение для таких глубоких понятий, о которых до сих пор спорят философы и даологи. Лучше всего привести слова из Дао дэ цзина:

Для сохранения спокойствия души [человек] должен соблюдать единство. Тогда [в нем] не будут пробуждаться желания. Если сделать дух мягким, человек станет подобен новорожденному. Если его созерцание становится чистым, тогда не будет заблуждений. Любовь к народу и управление страной осуществляются без умствования. Врата мира открываются и закрываются при соблюдении спокойствия. Знание этой истины делает возможным недеяние. Рождать [существа] и воспитывать [их], создавать и не обладать [тем, что создано], творить и не воспользоваться [тем, что сделано], будучи старшим среди других, не считать себя властелином — все это называется глубочайшим Дэ.

— Дао дэ цзин (пер. Ян Хин-шуна)

Условно, можно определить Дэ как качество, возникающее у того человека, который в своих действиях следует не своим желаниям, а необходимости точного соответствия вселенскому закону –первопринципу, прародителю всех вещей, который Лао-цзы называет — Дао.

Дао дэ цзин стал трактатом, который вдохновлял многих мудрецов последующих столетий и эпох на поиск Пути жизни в соответствии с Дао. В веках прославлен Чжуан-цзы 莊子, известен также Ле-цзы 列子 и другие философы китайского даосизма более поздних времен.

Чжуан-цзы родился примерно в 369 г. до н.э. в царстве Сун в городе Мэн (на территории современного уезда Мэнчэн 蒙城 провинции Аньхой), в знатной, но утерявшей влияние семье. Некоторое время он служил мелким чиновником-смотрителем в Мэн, но позже поселился в царстве Чу, откуда также был родом Лао-цзы. Согласно имеющимся сведениям, Чжуан-цзы приобрел большую известность своей мудростью, и был приглашен на должность первого министра, но отказался, предпочтя независимость и недеяние (у вэй 無為) высокому социальному статусу.

Трактат, названный по имени автора Чжуан-цзы, стал одной из знаменитейших работ даосизма. Язык Чжуан-цзы – язык притч, но их смысл остается актуальным и сейчас, спустя два с лишним тысячелетия.

Еще одним знаменитым древним даосским автором является Ле Юйкоу 列禦寇, автор трактата Ле-цзы 列子. Ле Юйкоу родился царстве Чжэн 鄭國, был известен как даосский наставник, добившийся удивительных способностей. Текст Ле-цзы был утерян в смутные времена Троецарствия, но позднее был, насколько возможно, восстановлен по памяти.

Трактат оказал большое влияние на последующие поколения философов китайского даосизма, многие высказывания из трактата и сегодня впечатляют ищущих свой путь совершенствования в Дао.

Не имеющее начала, но постоянно рождающее — это путь. Когда рожденный живым не гибнет [преждевременно], хотя и смертен, — это постоянство; когда рожденный живым гибнет [преждевременно] — это несчастье.

— Ле-цзы (пер. Позднеевой Л.Д.)

Многие поколения авторов писали о Дао-Пути и после Ле Юйкоу, Чжуан-цзы, и Лао-цзы. Однако, именно сокровенные смыслы Дао дэ цзина признаются одним из важнейших источников науки о Дао.

Если Вас интересует традиционное знание о древних истинах китайского даосизма, знания о природе самой жизни, приглашаем на онлайн-занятия специального курса Смыслы Лао-цзы. Вечная истина Дао дэ цзина.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте