
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три — все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
Концепция инь-ян 陰陽 является одной из основополагающих не только для теоретических и практически аспектов даосизма, но и для китайской культуры в целом.
Согласно данной концепции, великий предел тай цзи 太極 производит два противоположных по свойствам, но равных по силе, взаимно порождающих и сдерживающих друг друга начала — инь 陰 и ян 陽, от взаимодействия которых происходят все объекты и явления во вселенной. В мире проявленного эти два начала не могут существовать друг без друга, т.е. элемент инь свойства свои не может проявлять без антипода ян, и наоборот, как верх не может существовать без низа, а небо – без земли.
Основные свойства этих двух первоначал:
- Элемент ян проявляет следующие свойства: тепло, свет, активность и т.д.
- Элемент инь – свойства: холод, мрак, пассивность и т.п.
В чистом виде эти субстанции могут существовать лишь в мире Духа. Так, предельный ян – это небожитель тяньсянь 天仙, т.е. нерожденное божество, духовное существо, обитатель небес или человек, достигший такого предельного состояния через алхимическую практику.
Иньские же практики, наоборот, могут привести к возникновению иньского бессмертного гуйсяня 鬼仙 (бессмертный призрак, голодный дух) который не может подняться на небо и вынужден бессрочно пребывать в царстве призраков.
Согласно устоявшимся представлениям, элемент инь характеризует северный (теневой) склон горы, мягкость, женское начало, землю (как антипод неба), Луну (как антипод Солнца), зиму (как антипод лета), воду (как противоположность огню), смерть (как противоположность жизни) и т.д.
Элемент инь обычно изображают черным цветом на схемах. Так, на популярной схеме с двумя рыбками в круге, отображающей концепцию инь-ян, черная рыбка относится к инь. Равно и на древнейшей даосской схеме хэ ту 河圖, предположительно созданной легендарным первым императором Фу Си 伏羲 в третьем тысячелетии до н.э., черные точки обозначают инь.
В древнейшем даосском каноне перемен И цзин 易經 элемент инь представлен, с одной стороны, прерывистыми чертами яо 爻 в восьми триграммах ба гуа 八卦 и производных от них гексаграммах, а с другой — четными числами. Таким образом, черты яо, находящиеся в четной позиции, испытывают воздействие иньского знака.
Теория инь-ян находит широкое применение в китайской диетологии, медицине, боевых искусствах и т.д. Например, в медицине элементу инь соответствуют: сама телесная основа (как антипод животворящей и двигающие силы), нижняя часть тела, сплошные органы цзан 脏 (почки, печень, сердце, селезенка и легкие), кровь и соки (как антипод энергии ци 氣). Относительный избыток инь может привести к упадку сил, застойным явлениям в организме, отекам и т. д. В китайской диетологии к продуктам инь относятся многие овощи и фрукты, молоко, грибы, водоросли и т.д. Такие продукты охлаждают, успокаивают, питают телесную массу, кровь и соки.