Идея ци в китайской медицине

О Китайской медицине

Идея ци в китайской медицине

Вода – это субстанция инь, а огонь – это субстанция ян. Субстанция ян претворяется в дыхание-ци.

— Хуан-ди нэй цзин (пер. Б.Б.Виногродского)

Термин ци 氣 весьма многозначен. В большом китайско-русском словаре (БКРС) есть четырнадцать основных значений термина и ещё ряд второстепенных. Например, – воздух, атмосфера, туман, запах, дух.

Если брать идею ци в китайской медицине, то её относят к тому виду силы, которая позволяет внутренним органам функционировать, а также тесно связана с кровью, хотя и не является тождественным ей понятием. Ци – жизненная основа любого организма, и любое изменение в нём происходит благодаря её движению и трансформации. В более широком понятии ци не ограничивается организмом или человеком и проходит через всю Вселенную.

Идея ци в китайской медицине тесно связана с понятиями инь-ян 陰陽 и, например, поражением холодом или жаром (есть древние фармакологические трактаты, такие как Шан Хань Лунь 伤寒论, связанные с лечением различных простудных заболеваний), также связана с пятью элементами у син 五行. Акупунктура (чжэнь цзю 针灸 терапия) тоже связана с меридианами (цзин-ло 經絡), по которым течёт жизненная энергия ци и способами её регуляции, для улучшения физиологических функций организма.

Ещё один древний трактат, описывающий ци, являющийся базовым в китайской медицине — Хуан-ди нэй цзин 黃帝內經. Данный труд содержит две части: «Су-вэнь», (Вопросы о простейшем), и «Лин-шу», (Ось духа), каждая из которых включает в себя 81 главу. В работе поясняются понятия инь-ян, у син, что такое плотные и полые органы, двенадцать обычных и восемь чудесных меридианов, выявление первопричин заболеваний разной этиологии, диагностике и лечении.

Если Вам интересно устройство человека, взаимосвязь человека и природы, описанная даосами, приглашаем на занятия по изучению и подробному разбору древнего медицинского трактата Хуан-ди нэй цзин.

В человеческом теле ци делится на первичную ци (原气 юань ци), которая образуется из врожденной жизненной силы, полученной от родителей, питательную ци (营气 ин ци), которую мы получаем из пищи, воды и воздуха, защитную ци (卫气 вэй ци), совокупную ци (宗气 цзун ци).

Важной функцией питательной ци является образование крови и питание органов и тканей. Защитная ци функционирует в мышцах и коже, защищает от проникновения патогенных факторов (таких как ветер, жар, холод и т.д.), контролирует открытие и закрытие пор, увлажнение кожи, регулирует температуру внутренних органов. Первичная, питательная, защитная и совокупная ци являются составными частями и базой меридианной ци, которая циркулирует в каналах тела. В движении меридианной и других видов ци есть суточная, сезонная и другие виды активности, что проявляется в активации тех или иных внутренних органов.

В китайской медицине рассматривают не только полезную ци, но также се ци邪气 – вредные силы и факторы, вызывающие болезни. Это может быть ветер, проникающий в тело, холод, сырость и, напротив, сухость или жар. Все эти виды внешней ци приводят к разнообразным заболеваниям. Применяя различные методы лечения, их можно скомпенсировать или рассеять, убрав болезнь и восстановив состояние здоровья.

Иногда из-за разных факторов ( в том числе и внешних) в органах возникают отклонения от нормальной циркуляции ци, что проявляется в развитии различных синдромов: застой ци, недостаток ци, противоток ци и т. д. Например, такой частый синдром как застой ци печени обычно проявляется распиранием и болью в области правого подреберья, эмоциональной подавленностью, утомляемостью. Нарушение функций печени приводит также к нарушению функций желчного пузыря, поэтому при застое ци печени происходит чрезмерный подъем ци желчного пузыря, а это проявляется горечью во рту. Такие разносторонние симптомы связаны с тем, что в китайской медицине орган и его ци отвечают не только за те функции, которые мы знаем из привычной нам западной медицины, но имеют более широкое влияние не только на физическое состояние, но и на наше душевное равновесие.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте