Тай цзи

К Терминам

Общие сведения

Тай цзи (Великий предел, 太極) — важная концепция в китайской космологии, которая в основном унаследована от «Книги Перемен» (И цзин 易經 ). В комментарии к основному тексту И цзин под названием Си цы чжуань 繫辭傳  говорится:

Таким образом, в Переменах есть Великий предел (тай цзи). Он рождает двоицу образов (и). Двоица образов рождает четыре символа (сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (гуа). Восемь триграмм определяют счастье и несчастье.

— Си цы чжуань (пер. В.Е.Еремеева)
Тай цзи ту Чжоу Дунь-и

Иероглиф тай 太 означает «великий», «крайний», иероглиф цзи 極 имеет значения «полюс, «край», «предел». Вместе они символизируют начало мира, его источник.

Тай цзи относится к самому примитивному состоянию порядка во вселенной, которое возникло после у цзи 无极 (беспредельное), когда инь 陰 и ян 陽 еще не разделены. Если у цзи — это бесконечный потенциал, то в тай цзи уже есть дуальность, оно описывает движение и изменение, в которых есть ограничения.

В тексте Тай цзи ту шо (Объяснение схемы Высшего Предела, 太極圖說) основоположника неоконфуцианства Чжоу Дунь-и 周敦颐, жившего в период династии Сун, говорится, что все многообразие этого мира происходит из тай цзи, которое следует за у цзи, беспредельным.

Тай цзи создает инь-ян. Движение приводит к рождению ян. Ян достигая предела, становится спокойным. Из спокойствия рождается инь. Достигая своего предела, покой переходит в движение. Таким образом происходит их чередование.

Узнать больше об этих и других понятиях даосизма, познакомиться со знаниями даосского учения об устройстве человека и мира можно на курсе Основы Даосизма.

Великий предел приходит в движение, и порождается ян. Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается инь. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.

— Чжоу Дунь-и, Тай цзи ту шо (пер. В.Е.Еремеева)

Часто под тай цзи подразумевают также один из самых популярных стилей боевых искусств тайцзицюань( Кулак Великого предела, 太極拳). В ранних текстах по тайцзицюань этот стиль связывают с космологией тай цзи. Отсюда и исходит название.

Тай цзи ту

Тай цзи ту 太極圖 — план Великого предела, является схемой, объясняющей появление вселенной и у цзи и тай цзи. Один из вариантов данной схемы описывается в вышеупомянутом трактате философа династии Сун Чжоу Дунь-и под названием Тай цзи ту шо. Данная схема включает пять частей:

  • Верхний круг обозначает у цзи 无极 — беспредельное
  • За верхним кругом следует второй круг, в котором есть инь 陰 и ян 陽 — дуальность.
  • Далее следует у син 五行 — пять элементов соединены линиями, обозначающими их последовательность
  • За схемой у син следует круг, символизирующий объединение неба и земли, порождающее тьму вещей (десять тысяч вещей)
  • Самый нижний круг обозначает состояние множественности — «десять тысяч вещей рождаются путем трансформации» (萬物化生).
Тай цзи ту
Тай цзи ту Чэнь Туаня и Лай Чжи-дэ

Еще одним вариантом тай цзи ту является изображение, восходящее к полулегендарному даосу Чэнь Туаню 陳摶 в виде широко известных в наше время двух «рыбок» в виде круга.

Существует также вариант неоконфуцианского философа Лай Чжи-дэ 來知 德 с пустым кругом в центре.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте