
И цзин 易經, или Канон перемен, нередко называют самой загадочной книгой древнего Китая, хотя история Китая изобилует удивительными тайнами и непростыми для понимания несведущего человека трактатами. Многие исследователи считают, что это наиболее древний китайский трактат, и возможно, оказавший наибольшее влияние на культуру и на саму цивилизацию Китая. Древнее название трактата – Чжоу И 週易, связано с древней династией Чжоу, и может быть переведено как Перемены Чжоу. Однако, иероглиф Чжоу 週 также имеет значение цикл, оборот, круг, везде, повсюду, полный, исчерпывающий, а иероглиф И 易, кроме значения перемены, также имеет значения простой, безыскусный, легкий, пребывание в должном порядке и другие. Поэтому название трактата может быть переведено и как «Канон перемен эпохи Чжоу», и «Неизменное [эпохи] Чжоу», и «Всеохватные/ круговые перемены», «Неизменность кругооборота», «Полная неизменность», существуют и другие варианты перевода.
Наиболее древний пласт трактата состоит из специальных символов – гексаграмм гуа 卦. Гексаграммы образованы из линий яо 爻- цельных линий, являющихся символом солнечного, мужского, теплого, светлого, активного начала ян 陽, и разорванных линий, являющихся символом лунного, женского, холодного, темного, пассивного начала инь 陰. Три линии, расположенные одна над другой, образуют триграмму. Всего существует восемь возможных комбинаций триграмм из различных черт инь и ян, эти восемь триграмм известны как багуа, и являют собой своеобразную основу канона перемен и принципов перемен, которые излагает этот трактат. Гексаграммы – это соединение-комбинации каждой из восьми триграмм с другими триграммами. Всего таких комбинаций может быть 64, и наиболее древний пласт И цзин содержит эти 64 комбинации-гексаграммы, а также краткое пояснение: название гексаграммы гуа мин 卦名, краткое описание туань 彖, и шесть утверждений о линиях яо цы 爻辭 – по одному утверждению-комментарию на каждую линию.
Итак, то, с чем появляются Перемены, — это символы (сян). Символы — это изображения (сян). Суждения (туань) — это содержание (цай). Черты (яо) — это то, что подражает движению Поднебесной. Таким образом, счастье и несчастье рождаются, появляются сожаления (хуй) и недовольства (линь).
— Си цы чжуань (пер. В.Е.Еремеева)
Тайны И цзин, расшифровка значения гексаграмм и законов перемен издревле притягивали людей. И в целом, это неудивительно – ведь проникнуть в понимание того, по каким принципам происходят изменения в этом мире, начиная от жизни человека, или того или иного начинания из человеческих дел, и заканчивая жизнью государства – что может быть более завораживающим и захватывающим?
Наиболее известный комментарий И цзин, расшифровка значений и смыслов этого древнего и таинственного трактата, проведенные еще в древности – это «Комментарий привязанных слов» Си цы чжуань 繫辭傳, авторство которого приписывают Конфуцию 孔子.
Си цы чжуань говорит об И цзин как об описании основополагающего принципа, который неизменен, тогда как все остальное подвержено этому принципу – закону перемен:
Перемены образуют такую книгу, которую нельзя отвергать. Действия Дао многократны. Движение изменений (бянь) не останавливается. Их цикл (чжоу) обтекает шесть пустот (сюй). Верх и низ не имеют постоянства. Твердое и мягкое взаимопреобразуются. И невозможно для них установить незыблемый образец. Только изменения (бянь) — то, что происходит повсеместно.
— Си цы чжуань (пер. В.Е.Еремеева)
В 142 году Вэй Боян 魏伯陽 написал трактат о внутренней алхимии Чжоу И Цаньтунци 周易參同, название которого переводят как Единение Триады. В своем трактате знаменитый даосский мастер сопоставляет символы И цзин с небесными явлениями и телом человека, и с практикой алхимического преобразования для достижения состояния сяня 仙 – святого-бессмертного. Гексаграммы И цзина и их последовательность используются в трактате для описания процесса убывания и прибывания тепла – например, в течение дня, с изменением времени суток. В собрании даосских трактатов Даоцзан 道藏 трактат Цаньтунци представлен в 12 вариантах, снабженных комментариями известных даосов разных времен. Также существуют и более поздние комментарии, в которых И цзин описывается как одна из основ совершенствования в Дао и даосской алхимии, например, комментарии даоса Лю Имина 劉一明, даосского патриарха школы Лунмэньпай龙门派 18-19 вв, написавшего трактат Объяснения к трактату Цаньтунци 參同直指.
Тайны И цзин и его расшифровка поныне влекут немало исследователей, публикующих свои работы по этому трактату, в том числе и из научных кругов, существует и целое исследовательское направление, посвященное изучению Канона перемен – ицзинистика.