Ле-цзы

К Трактатам

Ле-цзы

Среди своеобразных опорных столбов фундамента древнейшей цивилизации Китая центральным, безусловно, является даосизм. Учение о Дао 道 и Дэ 德, и особенно его практическая составляющая, стали основой для многих сфер жизни в Древнем Китае – от детально разработанного календаря, основанного на движении небесных светил, и заканчивая традиционной китайской медициной, и даже традиционными китайскими боевыми искусствами. Любое учение становится популярным благодаря людям, особенно – если эти люди столь необычны, что оставили воспоминания о своей мудрости и необычных способностях, прошедшие сквозь века. Если говорить про учение о Дао и Дэ, то его основателями называют древнекитайского императора Хуан-ди 黃帝, родившегося примерно 4700 лет назад, и даосского мудреца Лао-цзы 老子, написавшего знаменитый трактат Даодэцзин 道德經 примерно 2500 лет назад. Среди древних даосских мудрецов, запечатлевших свою мудрость в виде знаменитых трактатов, также называют Чжуан-цзы 莊子, автора одноименного трактата и Ле Юй-коу 列御寇, автора трактата Ле-цзы 列子. Трактат Ле-цзы также назван по имени автора, название можно перевести как (трактат) учителя Ле. Первые упоминания о трактате Ле-цзы относятся примерно 1 в. до н.э., сведения о самом Ле Юй-коу, дошедшие до нас, чрезвычайно скромны. Как считается, он родился в V в. до н.э. в царстве Чжэн, на территории современной китайской провинции Хэнань.

Известно лишь, что Ле Юй-коу был даосским учителем, снискавшим огромное уважение современников и много учеников. Вероятно, именно ученики и составили трактат – в древности нередко бывало так, что ученики записывали и собирали изречения своего учителя. К сожалению, достоверно судить об этом сложно, т.к. трактат был утерян во время завоевательного похода на север Китая племен сюнну, и восстановлен в том же столетии. Ввиду того, что трактат был восстановлен по памяти, современные исследователи считают, что язык и содержание трактата говорят о более позднем влиянии на дошедший до нас текст идей буддизма. Впоследствии Ле-цзы стали называть Истинным каноном прорыва в пустоту — Чун сюй чжэнь цзин 冲虚真经.

То, что порождается рожденным, —смерть; но то, что порождает рожденного, никогда не кончается; то, что формируется в форму, —это сущность, а то, что формирует форму, никогда [формой] не обладает; произведенный звучащим звук слышен, а то, что порождает звучащее, никогда не звучит; порожденная цветом окраска ясно видна, а то, что порождает цвет, никогда не заметно; порожденный вкусом вкус ощущается, а то, что порождает вкусовое ощущение, никогда не обнаруживается: все это дело недеяния.

— Ле-цзы (пер. Л.Д.Позднеевой)

Если Вас интересует даосская традиция, Вы хотите познакомиться с этим древним учением, узнать о его смысле, основных понятиях, возможности приложения его к повседневной жизни, приглашаем на курс Основы Даосизма.

Еще в знаменитом произведении «Весны и осени господина Люя» Люй-ши чунь цю 呂氏春秋, составленном в 240 г. до н.э., было сказано о том, что «Ле-цы почитал пустоту». В первом известном комментарии Ле-цзы, составленным позднее последователем школы сюань-сюэ 玄學, было также сказано, что главная идея трактата – это «высшая пустота». В этом подробном комментарии трактата сказано, что все сущее имеет своей основой высшую пустоту. Также в тексте трактата и в комментарии уделено внимание даосскому термину цзы жань 自然, и сказано о том, что тому, кто следует своей природе, будет всегда сопутствовать успех, и он сможет ходить по воде и огню; тому, кто отрешится от переживаний, откроются тайны мироздания.

Позднее император династии Тан Сюаньцзун 玄宗 нарек автора Ле-цзы почетным титулом «подлинный человек всепроникающей пустоты».

В тексте Ле-цзы отдельная глава посвящена даосскому мудрецу Ян Чжу 楊朱, и рассказано много историй-притч. Глава про Ян Чжу содержит, например, такую примечательную историю. В китайском языке есть устойчивое выражение – ци лу ванъян 歧路亡羊, в буквальном переводе означающее «на развилке дорог потерять барана». Означает это выражение – сбиться с верного пути, запутаться. Это выражение основано на притче из текста Ле-цзы. Рассказывается, что у соседа Ян Чжу пропал баран. Барана послали искать много людей, но не нашли, объяснив, что «на дороге много развилок… После каждой развилки на дорогах еще развилки». У этой истории в тексте последовало продолжение, когда задали вопрос о правильном понимании того, что такое милосердие и долг, и получили три разных ответа от трех человек, братьев, учившихся в одной и той же школе у одного и того же наставника, постигая учение о милосердии и долге. На вопрос о том, каков же ответ верный, учитель рассказал историю о паромщике, который учил переправляться через реку. Сам паромщик был искусен в этом, но его ученики могли и тонуть, хотя учились они тому, как переправляться, а не тому, как тонуть.

[Если] баран пропал оттого, что на дороге много развилок, то философы теряют жизнь оттого, что наука многогранна. [Это] не означает, что учение в корне различно, что корень [у него] не один; но [это показывает], как далеко расходятся [его] ветви.
Чтобы не погибнуть и обрести утраченное, необходимо возвращение к общему [корню], возвращение к единству.

— Ле-цзы (пер. Л.Д. Позднеевой)
Попробуйте:
Приглашаем посетить
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости


    Мы вКонтакте