
Ведомый дао, встречает вещи и естественно на них отвечает. Обнимает корень Великой чистоты и ничем не обременен, вещи его не тревожат. Невидимый, неслышимый, он пуст. Чистый и спокойный, он свободен от дум.
– Хуайнань-цзы (пер. Л.Е. Померанцевой)
Разбирая древнекитайские тексты, нельзя не отменить такой литературный памятник, как Хуайнань-цзы 淮南子 ([Трактат] Учителя из Хуайнани), который состоит из собрания очерков, ставших результатом серии научных дебатов, произошедших при дворе Лю Аня 劉, принца Хуайнаня, в период 139 года до нашей эры. В Хуайнань-цзы сочетаются китайская народная религия, китайский буддизм, даосизм, конфуцианство и законничество концепции, включая такие известные теории, как теории инь-ян 陰陽 и У Син 五行.
Подобные тексты, помогающие человеку обрести здоровье и продлить годы жизни, укрепить силы и помочь в обретении энергичности – очень ценны. Тем более, если они описывают самые разные стороны жизни.
Все очерки Хуайнань-цзы имеют одну главную цель — попытку определить необходимые условия для идеального социально-политического порядка. В трактате делается вывод, что идеальный общественный порядок проистекает, прежде всего, от совершенного правителя, и очерки составлены таким образом, чтобы служить настольной книгой для просвещенного государя и чиновников его двора.
Ученые имеют достаточно данных для уверенности относительно даты составления Хуайнань-цзы. В Книге Хань 漢書 и в энциклопедическом трактате «Исторические записки» (史記 Ши цзи) записано, что, когда Лю Ань нанес государственный визит своему племяннику императору У из Хань в 139 году до н.э., он подарил копию своей «недавно завершенной» книги из двадцати одной главы.
Главы Хуайнань-цзы охватывают темы религии, истории, астрономии, географии, философии, естественных наук, метафизики, природы и политики. В произведении обсуждаются многие доханьские школы мысли, особенно форма раннего даосизма Хуан-Лао 黄老, а также трактат содержит более 800 цитат из китайской классики. Некоторые отрывки из Хуайнань-цзы имеют философское значение и оперируют основными даосскими концепциями.
Лю Ань, король Хуайнаня, был человеком, имевшим глубокие академические достижения среди королевской семьи и знати того времени. Он пригласил тысячи учёных и даосов написать единых сборник, описывающий все явления жизни – и в нём было более 200 000 слов. Однако, из этого культурного шедевра, охватывающего очень широкий диапазон, сохранилась только двадцать одна глава «Внутренней книги», которую мы называем Хуайнань-цзы.