«Единение триады», или Цаньтунци 參同契 – один из самых древних даосских трактатов, посвящен внутренней алхимии нэйдань 内丹. Считается, что текст был составлен Вэй Бояном 魏伯陽 в середине II в. Самый известный рассказ о Вэй Бояне содержится в работе, приписываемой Гэ Хуну 葛洪 (283 — 343 гг.), где упоминается работа Вэй Бояна над Цаньтунци.
В большинстве редакций Цаньтунци делится на три части. Части 1 и 2 содержат основной текст. За исключением нескольких коротких отрывков в прозе, они написаны стихами из 4 или 5 иероглифов. Часть 3 состоит из нескольких дополнительных композиций. В книге рассматриваются космология (по системе Книги Перемен), даосизм и алхимия. В даосской части Цаньтунци приводятся различия между путями высшей Дэ 德 и низшей Дэ, что соответствует принципам, изложенным в Даодэцзин 道德經 и Чжуан-цзы 莊子.
Человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен; человек с низшим дэ не оставляет [намерения] совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен; человек с высшим дэ бездеятелен и осуществляет недеяние; человек с низшим дэ деятелен, и его действия нарочиты; обладающий высшим человеколюбием действует, осуществляя недеяние; человек высшей справедливости деятелен, и его действия нарочиты: человек, во всём соблюдающий ритуал, действует, [надеясь на взаимность]. Если он не встречает взаимности, то он прибегает к наказаниям. Вот почему дэ появляется только после утраты дао; человеколюбие – после утраты дэ; справедливость – после утраты человеколюбия; ритуал – после утраты справедливости. Ритуал – это признак отсутствия доверия и преданности. [В ритуале] – начало смуты.
— Даодэцзин, Лао-цзы (пер. Ян Хин-шуна)
В тексте трактата с помощью символом Книги перемен — триграмм и гексаграмм — описывается процесс даосской алхимии. Данный текст оказал большое влияние на развитие алхимии и традиционной науки в средневековом Китае.
Алхимическое описание в Цаньтунци вращается вокруг свинца и ртути. Его основные принципы исходят непосредственно из принципа связи между Дао 道 и десятью тысячами вещей (т. е. множественностью и изменением). Эта связь объясняется через последовательность стадий. Абсолютный принцип (Дао) утверждает себя как Единство (И 一), которое делится на активный и пассивный принципы, а именно, Цянь 乾 и Кунь 坤, соответственно эквивалентные изначальным ян 陽 и инь 陰, или Истинному ян и Истинному инь. Воссоединение этих принципов порождает все сущности и явления в мире. Все эти стадии происходят одновременно. Алхимический процесс состоит в отслеживании стадий этого процесса в обратной последовательности, чтобы восстановить скрытое Единое Дыхание и вернуться к нему. На алхимическом языке Истинный Свинец (триграмм ☰, Цянь) и Истинная Ртуть (триграмма ☷ Кунь) соответственно представляют Истинный ян и Истинный инь. Сущности инь и ян, которые соответственно содержат эти подлинные принципы, представлены черным свинцом (т. е. самородным свинцом — триграмма ☵ Кань) и киноварью (триграмма ☲ Ли). В строгом смысле этого термина алхимия заключается в извлечении Истинного Свинца из черного свинца и Истинной Ртути из киновари и в соединении их друг с другом.