
В настоящее время даосизм для незнакомых с этим учением представляется философским или религиозным течением в китайской традиции. Но ни то, ни другое не является верным. Даосизм нельзя назвать философией, так как изначально он носил практический характер и был фундаментальным учением, включающим знания обо всех сферах жизни человека. Что касается религиозного направления даосизма, то оно действительно существует, но не является основой даосизма и возникло уже как более позднее ответвление. Главным же является именно практическое знание. В даосизме сутью является совершенствование и достижение состояния сяня 仙, которое достигается практиками внутренней алхимии. Это и есть основа даосизма, достижение Дао 道.
Кроме Дао, другими основными понятиями в даосизме являются тай цзи 太極, инь-ян 陰陽, ци 氣, У Син 五行. Все они отражают принципы даосизма, легшие в основу даосских практик, цигун 氣功, медицинской науки Китая, знаний астрономии, географии, аспектов политического управления и т.д.
Многие известные трактаты даосизма, такие как Даодэцзин 道德經, Чжуан-цзы 莊子, Ле-цзы 列子 , описывают практические моменты даосизма или отражают даосское мировоззрение. Существуют также трактаты, которые прямо описывают практику внутренней алхимии и были написаны даосами древностями — представителями различных даосских Школ (например, Чжунли Цюань 鍾離權, Люй Дунбинь 呂洞賓, У Чунсюй 伍冲虚 и другие мастера).
Держусь за древний Путь-Дао и так управляю сущим ныне. Могу постичь древнее первоначало и устоями Дао-Пути его называю.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)