Даосская алхимия

К Статьям

Даосская алхимия - часть даосской традиции

Коли дух наполнит Киноварное поле, тело и сердце не ослабнут вовеки, ты станешь обликом подобным юноше и превратишься в небожителя. Тот, кто по своей воле является и исчезает и кто на себе познал бесчисленные превращения духа, того зовут «спасшимся от мира», а прозвище ему — Настоящий Человек. Возраст его сравнится с возрастом Неба и Земли, долголетием он не уступит солнцу и луне. 

— Сунь Сымяо, О сбережении духа и тренировке энергии (пер. В.В.Малявина)

Упоминание об алхимических практиках встречается во многих культурах: египетской, индийской, китайской, арабской, европейской и т.д. Наиболее мощной ветвью данного направления практической натурфилософии является китайская. Здесь оно неразрывно связано с даосизмом, поэтому с полным правом может быть определено как даосская алхимия (дао цзя дань шу 道家丹术). В литературе можно встретить большое количество альтернативных названий: шао дань шу 烧丹术, цзинь дань шу 金丹术 («искусство золота и киновари»), лянь дань шу 炼丹术, цзиньдань чжи дао 金丹之道 («путь золотого эликсира») и т.д.

Как и когда возникло данное направление практики в Китае, точно не установлено. Скорее всего, отдельные практики и разрозненные фрагменты теории существовали тут с незапамятных времен. Учёные находят некоторые указания на существование веры в возможность неограниченного продления жизни благодаря особым практикам уже в 8 веке до н.э. Однозначно можно сказать, что методы продления жизни существовали во времена написания даосских классических текстов (Дао дэ цзин 道德經, Чжуан-цзы 莊子, Ле-цзы 列子 и д.р), т.к. прямо или косвенно упоминаются в них.

Одним из наиболее важных текстов, способствовавшим распространению знаний о практиках даосской алхимии, является энциклопедический труд Баопу-цзы 抱朴子 («Мудрец, объемлющий первоначальную простоту») написанный в 317-320 г. нашей эры выдающимся даосским ученым и практиком Гэ Хуном 葛洪.

Теория практик алхимии базируется на законе перемен, использует концепции ци 氣, инь-ян 陰陽, пяти первоэлементов у син 五行, триграмм ба гуа 八卦 и производных от них гексаграмм, системы меридианов тела цзин ло 經絡 и т.д. Даосская алхимия исходит из принципа подобия мира и человеческого тела, макрокосма и микрокосма. Считается, что благодаря такому подобию при определенных условиях человек может стать тождественен небу и достичь с помощью практики состояния сяня 仙 (то, что рассматривает как бессмертие даосизм в своем практическом аспекте)

Если Вас заинтересовала тема алхимии и Вы хотите побольше узнать об этом интереснейшем явлении, приглашаем на курс по древним текстам даосской алхимии Алхимия знаменитых бессмертных сяней.

Даосская алхимия — это основной метод Дао. Путь золотого эликсира имеет два основных направления: внешней и внутренней практики. Классическое название внешней алхимии — хуан бай 黄白 («желтое и белое») или хуан бай шу 黄白术. Данный термин происходит из Бао-пу-цзы Гэ Хуна. В современной литературе используются термины вайдань 外丹, состоящий из иероглифов вай 外 (снаружи, внешний) и дань 丹 (киноварь, эликсир, алхимия), или вайдань шу 外丹術 (где шу 術 переводится как искусство, метод и т.д.).
Данное направление алхимии занимается моделированием космических процессов и изготовлением специального эликсира из трав и минеральных веществ в лаборатории (дань-ши 丹室, дань-у 丹屋 или дань-фан 丹房), в специальном сосуде дин 鼎 («котёл-треножник»), размещаемом на специальном лабораторном стенде-алтаре тань 壇. Это направление алхимии было чрезвычайно популярно при династии Тан 唐朝 (618–907 гг.). Учёные называют этот период «золотым веком алхимии». За этот период было написано более 100 произведений. Некоторые из них хранятся в китайской «сокровищнице даосских текстов» Дао цзан 道藏 (обширное собрание даосских сочинений). Однако, данный метод отличался чрезвычайной сложностью процесса получения внешнего снадобья: нужно было правильно выбрать место и время для приготовления эликсира, соблюсти правильный алгоритм периодов огня Хо хоу 火候, определенным образом подготовить/очистить тело и т.д. Кроме того, некоторые ингредиенты обладали высокой токсичностью (ртуть, свинец, мышьяк, киноварь и т.д.), что приводило к частым отравлениям. И к эпохе Мин 大明朝 (1368–1644) данный метод пришёл в упадок и уступил место внутренней алхимии.

Для обозначения внутренней алхимии в китайском языке используются  термины нэйдань 內丹 (где нэй 內 переводится как «внутри» или «внутреннее») или нэйдань шу 內丹術. Нэйдань представляет собой набор специальных упражнений и техник. В данном методе само тело адепта уподобляется сосуду дин, а субстанции тела (цзин 精, ци 氣 и шэнь 神) выступают основными компонентами алхимического процесса.

Не стоит путать практики нэйдань с прочими энергетическими практиками (например, с методами цигун 氣功), т. к. есть несколько очень важных отличительных особенностей:

  • Внутренняя алхимия работает с ци предшествующего неба (сяньтянь ци 先天气 или юань ци 元气), которую человек получает при зачатии от родителей; а практики цигун — с ци последующего неба (хоутянь ци 后天气), которую мы получаем из пищи, воздуха и некоторых методов цигун.
  • Данная практика может восстанавливать субстанции цзин, ци и шэнь, тогда как цигун не способен это сделать.
  • Существует строгая последовательность этапов практики, на каждом из которых у адепта появляются определенные физиологические изменения, одинаковые для всех практикующих. А в практиках цигун может наблюдаться большой разброс ощущений и эффектов у практикующих один метод.
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте