В учении даосизма существует большое количество Школ и направлений. Выделяют Южную, Северную, Восточную, Западную и Центральную даосские Школы, по области их зарождения. Все они ведут свое начало от знаменитого даоса Люй Дунбиня 吕洞宾.
Одной из крупнейших в даосизме Школ является Цюаньчжэньцзяо 全真教 (Школа совершенной истины), относящаяся к северным Школам, так как была распространена на севере Китая. Она была основана патриархом Ван Чунъяном 王重阳 в 12 веке. Он имел семь учеников: Ма Юй 馬鈺, Сунь Буэр 孙不二, Цю Чуцзи 丘处机, Тань Чудуань 譚處端, Лю Чусюань 劉處玄, Ван Чуи 王處一, Хао Датун 郝大通 — которые в последствии сами основали свои Школы. Среди Школ, основанных учениками Ван Чунъяна наиболее известными являются:
1. Школа Лунмэньпай 龙门派 (Школа драконовых врат), основанная Цю Чуцзи 丘处机 — в настоящее время является самой распространенной в Китае. Основным методом данной Школы является метод внутренней алхимии в виде сидячих медитаций (метод широких северных медитаций). Также в Школе есть дополнительные оздоровительные практики.
2. Школа Юйсяньпай 遇仙派 (Школа встречи с бессмертными), основанная Ма Даньяном. Среди практик этой Школы — комплексы для внутренних органов, специальные комплексы для раскрытия полостей и 8 чудесных каналов и дальнейшая работа внутренней алхимии. Кроме того, в Школе есть множество дополнительных методов, не относящихся к алхимии, служащих для укрепления здоровья и духа.
Еще одной крупной Школой, вышедшей из Лунмэньпай, является Улюпай 伍柳派 (Школа У Чунсюя 伍冲虚 и Лю Хуаяна), которая делает упор на практику внутренней алхимии и достижение Дао 道. Она содержит в себе такие методы, как парный метод, южный метод даосизма, древний северный метод, метод широких северных медитаций.
Существуют и религиозные Школы даосизма, в которым много внимания уделяется обрядам, ритуалам и богослужениям. Среди религиозных направлений даосизма можно выделить такие Школы:
1. Тяньши 天師道 (Школа Небесных Наставников)
2. Линбао-пай 靈寶派 (Школа духовной драгоценности) — В XIII–XIV веках произошло ее слияние со Школой Чжэньи-дао
3. Чжэнъи-дао 正一道 (Путь истинного единства)
4. Шанцин-пай上清派 (Школа Высшей чистоты)
Среди исчезнувших Школ также следует упомянуть известное направление Инь-ян-цзя — философскую Школу даосизма, которая взяла. за основу концепцию инь-ян.
Но следует понимать, что изначально даосизм являлся именно практическим учением, без религиозной составляющей. Ядром даосизма являются практики внутренней алхимии, включающие в себя совершенствование природы Син 性 и жизненности Мин 命 и достижение Дао. Этому посвящены трактаты мастеров алхимии. И даже знаменитый трактат Даодэцзин 道德經, несмотря на включение его в разряд философских, содержит в себе указания на практические моменты и является отражением даосской доктрины и мировоззрения.
Все люди в своей основе
— У чжэнь пянь, Чжан Бо-дуань (пер. Е.А.Торчинова)
имеют снадобье долговечности,
Но сами идут по стезе заблуждений, в
бездумьи его отбросив