Каждая гексаграмма И цзин 易經 представляет собой фигуру, состоящую из шести горизонтальных черт, яо 爻, каждая из которых представляет собой либо ян (сплошная черта), либо инь (прерывистая черта). Черты каждой гексаграммы традиционно считаются снизу вверх, поэтому самая нижняя строка считается первой, а верхняя — шестой. Гексаграммы образуются путем объединения исходных восьми триграмм в различных сочетаниях. Каждая из 64 гексаграмм И цзин сопровождается афоризмом, похожим на притчу. Кроме того, каждой черте в каждой гексаграмме также дается свое описание. Написанное в И цзин значение гексаграмм до сих пор является предметом исследований ученых-синологов по всему миру.
Ниже приводится краткое толкование и значение гексаграмм.
Гексаграмма 1
乾 Цянь. Творчество
И верхняя, и нижняя часть гексаграммы представляют собой триграмму Цянь, все шесть ее линий являются янскими. Представляет собой образ неба и указывает на силу и процветание, олицетворяет творческую силу, которая является основой всего сущего.
Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Гексаграмма 2
坤 Кунь. Исполнение
И верхняя, и нижняя части представляют собой триграмму Кунь, а все шесть линий гексаграммы являются иньскими. Обозначает землю, которая подчинена небу. Символом гексаграммы является кобыла, имеющая покладистый нрав. То есть через следование небу мы можем уловить правильное направление, идти правильным путем и обрести благо.
Исполнение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
В изначальном развитии благоприятна стойкость кобылицы.
Благородному человеку предстоит действовать, [но] если
он выдвинется вперед, то заблудится,
отступив же назад, он обретет повелителя. [Здесь] благоприятно на юге-западе найти друга
и на северо-востоке утратить друга.
Спокойная стойкость — к счастью.
Гексаграмма 3
屯 Чжунь. Начальная трудность
Включает в себя нижнюю триграмму Чжэнь (Гром) и верхнюю триграмму Кань (Вода). Гром символизирует движение, толчок, а вода является препятствием, символизирует опасность. Гексаграмма символизирует землю, в которой прорастают растения. Все вещи появляются через преодоление трудностей и препятствий, но если следуют, то будут процветать.
Начальная трудность.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
В изначальном развитии благоприятна стойкость.
Не надо никуда выступать.
Здесь благоприятно возводить на престол вассалов.
Гексаграмма 4
蒙 Мэн. Недоразвитость
Гексаграмма включает верхнюю триграмму Гэнь (Гора) и нижнюю Кань (Вода). Гора означает остановку, а вода — опасность. Форма гексаграммы такова, что у подножия горы есть опасность, если продолжать движение вперед, это будет являться невежеством. Но также говорит о преодолении невежества (недоразвитости).
Недоразвитость. [Недоразвитому] — развитие.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Не я стремлюсь к юношески недоразвитым, а юношески
недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию — возвещу. Повторное же и третье
гадания — излишество.
А раз излишество — то не возвещу.
Благоприятна стойкость.
Гексаграмма 5
需 Сюй. Необходимость ждать
Состоит из верхней триграммы Кань (Вода) и нижней Цянь (Небо). Вода означает опасность, а небо — творческую силу. Когда вы в опасности, нужно быть предусмотрительным, не действовать опрометчиво, следить за временем и ждать перемен, тогда будет успех.
Необходимость ждать.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Обладай правдой. [Тогда] блеск [ее] разовьется, и стойкость будет к счастью.
Благоприятен брод через великую реку.
Гексаграмма 6
訟 Сун. Суд (Тяжба)
Составлена из триграмм Кань (Вода) внизу и Цянь (Небо) вверху. Вода стремится течь вниз, а небо возвышается. Между ними возникает тяжба. Поэтому нужно быть осторожным.
Суд.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Обладателю правды — препятствие.
Бдительность и уравновешенность — к счастью.
Крайности — к несчастью.
Благоприятно свидеться с великим человеком.
Не благоприятен брод через великую реку.
Гексаграмма 7
師 Ши. Войско
Включает в себя нижнюю триграммы Кань (Вода) и верхнюю Кунь (Земля). Вода — это опасность, а земля — мягкость. Символизирует переход от споров к войне, использование войск — последнее средство, которое, однако, сможет разрешить конфликт. Нужно следовать времени и, проявив твердость, разрешить затруднения.
Войско.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Стойкость. Возмужалому человеку — счастье.
Хулы не будет.
Гексаграмма 8
比 Би. Приближение
Нижняя триграмма Кунь (Земля) сочетается с верхней Кань (Вода). Вода и земля связаны друг с другом и зависят друг от друга. Символизирует близость друг к другу, великодушие и искреннее единение.
Приближение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Счастье.
Вникни в оракул, и от изначальной вечной
стойкости хулы не будет.
Не лучше ли сразу прийти?
Кто опоздает, тому — несчастье.
Гексаграмма 9
小畜 Сяо чу. Воспитание малым
Нижняя триграмма Цянь (Небо) сочетается с верхней триграммой Сюнь (Ветер). Ветер податлив и подчиняется прямому пути, но не подчиняется, если нет открытого пути. В афоризме дан образ облаков, идущих с запада, который означает прошлое. Эти облака не дают дождя; нужно ожидать возможности преодолеть препятствие. Тогда происходит воспитание.
Воспитание малым.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Развитие.
Плотные облака, и не идет дождь: [они] – с нашей
западной окраины.
Гексаграмма 10
履Ли. Наступление (Поступь)
Представляет собой сочетание триграмм Дуй (Озеро) снизу и Цянь (Небо) вверху. Будучи твердым, можно обращать плохие вещи в хорошие, тогда большие трудности можно благополучно преодолеть, при движении вперед нужно быть осторожным и мягким, что символизируется образом хождения по хвосту тигра.
Наступи на хвост тигра так, чтобы он не укусил тебя самого.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Развитие.
Гексаграмма 11
泰Тай. Расцвет
Гексаграмма сочетает триграмму Кунь (Земля) сверху и Цянь (Небо) внизу. Небо стремится вверх, а земля обладает стремлением вниз, они взаимодействуют, наступает возможность развития и роста.
Расцвет.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Малое уходит, великое приходит.
Счастье. Развитие.
Гексаграмма 12
否Пи. Упадок
Сочетает в себе нижней триграмму Кунь (Земля) и верхнюю Цянь (Небо). Так как земля стремится вниз, а небо вверх, они не сообщаются друг с другом, не связаны друг с другом. Выступает полной противоположностью предыдущей гексаграмме.
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
благородного человека. Великое отходит, малое приходит.
Гексаграмма 13
同人Тун жэнь. Единомышленники (Родня)
Состоит из триграмм Ли (Огонь) снизу и Цянь (Небо) сверху. Цянь — небо и король; Ли — это огонь, а люди — подданные, мир находится в гармонии. Огонь — это свет, стремящийся вверх, небо имеет такую же природу — стремится вверх. Нужно действовать вместе с другими и находиться в гармонии с ними.
В начале сильная черта.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Единомышленники [находятся] в воротах.
Хулы не будет.
Гексаграмма 14
大有Да ю. Обладание великим (Владение многими)
Состоит из триграмм Цянь (Небо) снизу и Ли (Огонь) сверху. Единственная слабая (иньская) пятая черта подчиняет остальные линии гексаграммы. Действие сообща, продолжение совместного развития. Огонь в небе, освещающий все сущее, и все народы покорятся, пойдут за небом и временем и достигнут великих дел.
Обладание великим.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Изначальное развитие.
Гексаграмма 15
謙Цянь. Смирение
Сочетает в себе нижнюю триграмму Гэнь (Гора) и верхнюю Кунь (Земля). Гора, находящаяся под землей, означает смирение. Преуспеть можно, оставаясь смиренным.
Обладание великим.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Изначальное развитие.
Гексаграмма 16
豫Юй. Вольность
Верхняя триграмма Чжэнь (Гром) символизирует движение и активность, которая не встречает препятствий; земля сотрясается — нижняя триграмма Кунь (Земля). Образ феодала используется, так как И цзин сложился во времена феодализма.
Вольность.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Благоприятствует возведению [на престол] феодалов и движению войск
Гексаграмма 17
隨 Суй. Последование
Включает в себя нижнюю триграмму Чжэнь (Гром) и верхнюю Дуй (Озеро). От звука грома приходит в движение озеро. Это символизирует подчинение, следование. Следуя, нужно быть стойким и согласовываться со временем.
Последование.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Изначальное развитие.
Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
Гексаграмма 18
蠱Гу. [Исправление] порчи
Сочетание нижней триграммы Сюнь (Ветер) и верхней Гэнь (Гора). Гора означает остановку, а ветер — повиновение. Происходит остановка развития, что приводит к порче. Но также здесь заложено и устранение порчи. Для этого есть условия, но нужна обдуманность в действиях.
[Исправление] порчи.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Изначальное развитие.
Благоприятен брод через великую реку. [Будь бдителен]
за три дня до начала и три дня после начала.
Гексаграмма 19
臨Линь. Посещение
Состоит из триграмм Дуй (Озеро) внизу и Кунь (Земля) вверху. Посещение — это сближение. Значение этой гексаграммы – руководство и управление подчиненными со стороны вышестоящего, его сближение с ними. Говорит о прогрессе, нужна решительность, чтобы не упустить благоприятный момент. На восьмой луне может положение вещей может измениться.
Посещение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Изначальное развитие; благоприятна стойкость.
При достижении восьмой луны будет несчастье.
Гексаграмма 20
觀 Гуань. Созерцание
Сочетает в себе триграмму Кунь (Земля) снизу и триграмму Сюнь (Ветер) сверху. Ветер проникает далеко, дуя над землей. Правитель, занимая высшее положение, объезжает свои владения и влияет на людей. Он является примером для людей, люди взирают на него снизу. В афоризме приводится образ жертвоприношения — после умывания рук наступает момент внутренней концентрации, проявляется духовное воздействие, распространяющееся на других.
Созерцание.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Умой руки, но не приступай к жертвоприношению.
Обладая правдой, будь нелицеприятен и строг.
Гексаграмма 21
噬嗑Ши хо. Стиснутые зубы
Включает в себя верхнюю триграмму Ли (Огонь) и нижнюю триграмму Чжэнь (Гром). Символизирует преграду, мешающую сомкнуть губы, которую нужно устранить (перегрызть). В природе таким же образом гром преодолевает напряжение в природе. Если есть препятствие, нужно деятельно устранить его с помощью наказания.
Стиснутые зубы.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Развитие.
Благоприятно применение тюрем.
Гексаграмма 22
賁Би. Убранство
Нижняя триграмма Ли (Огонь) сочетается с верхней триграммой Гэнь (Гора). Символизирует огонь, исходящий из недр земли, который украшает гору, освещая ее. Но не стоит воспринимать это слишком значительно, так как это лишь внешнее украшение. Поэтому благоприятны только малые дела, а не серьезные.
Убранство.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Развитие.
[В] малом благоприятно иметь, куда выступить.
Гексаграмма 23
剝Бо. Разрушение (Разорение)
Триграмма Кунь (Земля) снизу сочетается с верхней триграммой Гэнь (Гора). В этой гексаграмме иньские (темные) черты поднимаются и вскоре разрушат верхнюю янскую (светлую) черту. Символизирует образ крыши дома — когда крыша разрушается, то же происходит и со всем домом. Земля — символ покорности, а гора символизирует спокойствие. В данных условиях необходимо выжидать и иметь смирение.
Разрушение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Не благоприятно иметь, куда выступить.
Гексаграмма 24
復Фу. Возврат
Включает в себя триграммы Чжэнь (Гром) внизу и Кунь (Земля) вверху. Свет постепенно сменяет тьму, что символизирует янская (светлая) черта внизу. То есть следом за временем разрушения наступает светлое время. Все происходит естественно, в соответствии со временем. Когда свет возвращается, то все благоприятствует этому.
Возврат.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
В выходе и входе нет торопливости.
Друзья придут, и хулы не будет.
Обратно вернешься на свой путь.
И через семь дней — возврат.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Гексаграмма 25
無妄У ван. Беспорочность
Нижняя триграмма Чжэнь (Гром) сочетается с верхней триграммой Цянь (Небо). Раскаты грома под небом в весеннее время, когда все живое растет и имеет состояние беспорочности. В нем возможен процесс последующего развития. Но это развитие возможно только при соответствии с волей неба, обратное может вызвать беду.
Беспорочность.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Изначальное развитие.
Благоприятна стойкость.
[Если] кто не прав, [у того] будет беда.
Не благоприятно иметь, куда выступить.
Гексаграмма 26
大畜Да чу. Воспитание великим
Состоит триграмм Цянь (Небо) снизу и Гэнь (Гора) сверху. Гора укрощается небом. И как следствие проявляется большая сила. Небо — символ творчества, а гора указывает на твердость. Вместе они свидетельствуют об обновлении характера, что приводит к наполнению силой. Достойный человек имея почтение, не должен кормиться только от своего дома, но и должен трудиться на службе. Тогда он будет в согласии с небом, и в таком случае сложные дела будут успешны (образ брода через реку).
Воспитание великим.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Благоприятна стойкость.
Кормись [не только от своего] дома.
Счастье.
Благоприятен брод через великую реку.
Гексаграмма 27
頤И. Питание
Включает в себя триграмму Чжэнь (Гром) снизу и Гэнь (Гора) сверху. Символизирует открытый рот, через который мы принимаем еду. Поэтому афоризм гексаграммы говорит о питании. Три черты снизу символизируют питание самого себя, а три черты сверху говорят о духовном питании других.
Питание.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Стойкость — к счастью.
Созерцай челюсти.
[Они] сами добывают [то, что] наполняет рот.
Гексаграмма 28
大過Да го. Переразвитие великого
Нижняя триграмма Сюнь (Ветер) сочетается с триграммой Дуй (Озеро) вверху. Здесь четыре янские линии находятся между двумя иньскими (слабыми) линиями. Это выражено образом стропила, прочного в центре и ослабленного на краях. Нужны изменения, иначе случится несчастье. Если действовать, то придет успех.
Переразвитие великого.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Стропила прогибаются.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Свершение.
Гексаграмма 29
坎 Кань. (Повторная) опасность (Бездна)
Гексаграмма представляет собой удвоенную триграмму Кань (Вода). В триграмме янская черта заключена между двух иньских. В человеке это символизирует душу, находящуюся в теле. Удвоение триграммы означает повторную опасность. Вода движется, не останавливаясь, избегая опасностей и не теряя своей природы. Так и человек может сердцем постигнуть значение ситуации, если сохраняет искренность в сложной ситуации. И тогда действия будут успешны.
Повторная опасность.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.
Гексаграмма 30
離Ли. Сияние
Гексаграмма представляет собой удвоенную триграмму Ли (Огонь). Означает «ясность, а также «цепляться за что-то». Не имея формы, огонь связан с горящим предметом. А ясность в человеке связывается (цепляется) за то, что является правильным. В афоризме гексаграммы приведен образ коровы, означающий послушание. Пестуя в себе послушание, человек получает ясность и может найти место в мире. Имея ясность внутри, он сможет распространить свет и глубже проникнуть в свою природу.
Сияние.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Благоприятна стойкость.
Свершение.
Разводить коров — к счастью.
Гексаграмма 31
咸Сянь. Взаимодействие (Сочетание)
Сочетает в себе триграммы Гэнь (Гора) внизу и Дуй (Озеро) вверху. Гора — это спокойствие, на которое отвечает озеро. Но также Гэнь означает младшего сына, а Дуй младшую дочь из разных семей. Вместе они являются символом влечения между. Мужское начало выступает инициативным. Сверху находится слабый элемент, внизу — сильный. Их соединение приводит к успеху. Притяжение между ними — это природный закон. Мудрец с помощью такого притяжения может повлиять на сердца людей, в мире появляется спокойствие.
Взаимодействие.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Брать жену — к счастью.
Гексаграмма 32
恆Хэн. Постоянство
Включает в себя нижнюю триграмму Сюнь (Ветер) и верхнюю триграмму Чжэнь (Гром). Сюнь — слабая триграмма и указывает на мягкость, а Чжэнь — сильная, говорит о движении. В отношениях между людьми является символом брака — крепкого союза. В нем сильной стороной является муж, который проявляет силу вовне, а жена покорна ему. Движение наружу происходит в согласии с законом постоянства.
Постоянство.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Хулы не будет.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Гексаграмма 33
遯Дунь. Бегство
Триграмма Гэнь (Гора) внизу сочетается с Цянь (Небо) вверху. Наступает тьма, свет в этом время отходит, чтобы тьма не могла посягнуть на него. Это является природным законом. Поэтому такое отступление будет правильным, не давая силам истощиться. Необходима осторожность, чтобы не пропустить момент.
Бегство.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Малому — благоприятна стойкость.
Гексаграмма 34
大壯 Да чжуан. Мощь великого (Великая мощь)
Включает в себя нижнюю триграммы Цянь (Небо) и верхнюю триграмму Чжэнь (Гром). Небо — это символ творчества, а гром — активность. Небо сильно, а гром вызывает движение. Соединяясь вместе, они дают мощь великого. Настоящее величие зависит от гармонии с тем, что является правильным. Соответственно, когда есть великая мощь, человек не должен предпринимать что-либо, что будет не в гармонии с установившимся порядком.
Мощь великого.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Благоприятна стойкость.
Гексаграмма 35
晉Цзинь. Восход
Триграмма Кунь (Земля) снизу сочетается с Ли (Огонь) сверху. Это образ солнца, встающего над землей. Означает быстрое развитие, а также ясность и продолжающееся распространение. В афоризме гексаграммы это отражено в виде образа феодала, получающего награду от правителя. Идея гексаграммы имеет два значения. С одной стороны, результат развития исходит от зависимого феодала, за которым следуют другие люди. С другой, правитель приглашает его ко двору и награждает подарками. Покорный слуга и просвещенный правитель представляют собой условие, от которого зависит развитие.
Восход.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Сиятельному князю надо жаловать коней в
великом обилии и в круговороте дня
трижды принимать [подданных].
Гексаграмма 36
明夷Мин и. Поражение света
Состоит из триграмм Ли (Огонь) внизу и Кунь (Земля) сверху. Солнце скрывается под землей. В неблагоприятных условиях нельзя терять стойкость. Иногда нужно скрыть свой свет, давая воле главенствовать. Таким образом человек может сохранить волю в сложных ситуациях. В темные времена нужно иметь сдержанность и осторожность.
Поражение света.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Благоприятна в трудностях стойкость.
Гексаграмма 37
家人Цзя жэнь. Домашние
Триграмма Ли (Огонь) внизу сочетается с верхней триграммой Сюнь (Ветер). Ветер проявляется из огня. Это символизирует влияние, которое распространяется наружу изнутри. Тот же принцип должен быть и при регулировании семьи, то есть воздействие на других должно идти от собственной личности. В гексаграмме выражены законы, по которым существует семья. Эти законы при переложении на внешнюю жизнь обеспечивают порядок в стране и в мире.
Домашние.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Благоприятна женщине стойкость.
Гексаграмма 38
睽Куй. Разлад
Гексаграмма представляет собой сочетание триграмм Дуй (Озеро) внизу и Ли (Огонь) сверху. Озеро движется вниз, а огонь вверх. Эти движения противоположны друг другу. Также триграмма Дуй означает младшую дочь, а триграмма Ли — среднюю. Их стремления направлены в разные стороны. Когда между людьми есть разлад, то невозможно осуществить большие дела. То есть нужно предпринимать только малые дела, в которых еще может быть успех.
Разлад.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
В незначительных делах — счастье.
Гексаграмма 39
蹇Цзянь. Препятствие
Состоит из триграмм Гэнь (Гора) снизу и Кань (Вода) сверху. Символизирует пучину впереди и неприступную скалу сзади. С двух сторон есть препятствия. Юго-запад символизирует сторону отступления, а северо-восток – продвигающуюся сторону. При встрече с препятствиями человеку лучше отступить и остановиться, но такая остановка — это подготовка к преодолению трудностей. Необходимо соединиться с единомышленниками и войти под руководство того, кто может преодолеть препятствие. Препятствия нужны для развития.
Препятствие.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Благоприятен юго-запад.
Неблагоприятен северо-восток.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Стойкость — к счастью.
Гексаграмма 40
解Цзе. Разрешение
Включает в себя триграммы Ли (Огонь) внизу и Чжэнь (Гром) внизу. Разрешение трудностей и устранение препятствий. Гексаграмма символизирует разные этапы достижения освобождения. Юго-запад в афоризме гексаграммы означает необходимость возврата к обычным обстоятельствам. Время перемен является важным, но не нужно слишком усердствовать. Возврат к обычному порядку приведет к успеху. Если есть еще вопросы, которые нужно разрешить, то следует сделать это как можно скорее.
Разрешение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Юго-запад содействует.
Если более некуда идти,
Возвращение приносит удачу.
Если же еще есть, куда идти
Спешка приносит удачу.
Гексаграмма 41
損 Сунь. Убыль
Нижняя триграмма Дуй (Озеро) сочетается с верхней Гэнь (Гора). Озеро, лежащее у основания горы, испаряется. А гора напитывается влагой. Гора здесь является символом силы, которая может трансформироваться в гнев. Озеро символизирует веселье, которое может перерасти в страстные порывы. Нужна убыль. Приумножение и убыль имеют свое время. Если в ограничении есть внутренняя искренность, то нет нужды стыдиться простоты. Опора на внутреннее компенсирует внешнюю недостаточность. В афоризме гексаграммы это обозначено советом сделать приношение жертв более скромным — важно не количество, а внутренняя правда.
Убыль.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Обладателю правды — изначальное счастье.
Хулы не будет. Возможна стойкость.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Что нужно [для жертвоприношения]?
[И] двух [вместо восьми] чаш достаточно для
жертвоприношения.
Гексаграмма 42
益И. Приумножение
Сочетание триграмм Чжэнь (Гром) внизу и Сюнь (Ветер) вверху. Вышестоящие приносят жертвы, нижестоящие наполняются радостью и благодарностью. Это важно для развития общего благосостояния. Когда народ предан своим лидерам, даже трудные дела будут иметь успех. Приумножение не длится долго, поэтому нужно использовать его.
Приумножение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Благоприятно иметь, куда выступить.
Благоприятен брод через великую реку.
Гексаграмма 43
夬 Гуай. Выход
Включает в себя нижнюю триграмму Цянь (Небо) и верхнюю триграмму Дуй (Озеро). Символизирует прорыв после периода длительного напряжения, подобно воде, прорывающей дамбу. В отношении людей это говорит о периоде, когда низшие люди постепенно уходят. Их влияние уменьшается, условия изменяются. В борьбе добра и зла есть свои правила. Не должно быть компромисса со злом, не нужно применять в борьбе силу, а нужно применять силу и дружелюбие. Лучше всего искоренять зло с помощью продвижения в добре.
Выход.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Поднимаешься до царского двора.
Правдиво возглашай.
[А если и] будет опасность, [то] говори от
своего города.
Не благоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Гексаграмма 44
姤Гоу. Перечение
Сочетает в себе нижнюю триграмму Сюнь (Ветер) и верхнюю триграмму Цянь (Небо). Здесь говорится о ситуации в которой, вновь выступает тьма. Такое развитие событий неблагоприятно, поэтому необходимо устранять возможные последствия. В афоризме гексаграммы это выражено в виде женского образа, который стремится получить власть.
Перечение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
[У] женщины сила.
Не надо брать жену.
Гексаграмма 45
萃Цуй. Воссоединение
Внизу триграмма Кунь (Земля), сверху триграмма Дуй (Озеро). После периода разрозненности идет время воссоединения. Царь — это представитель предыдущих поколений правителей (то есть представитель всех своих отцов). Воссоединение является серьезным делом и требует большого жертвоприношения. И успех даже в крупном деле гарантирован.
Воссоединение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Царь подходит к обладателям храма [к духам предков].
Благоприятна встреча с великим человеком. Свершение.
Благоприятна стойкость.
Необходимо великое жертвоприношение, [тогда] —
счастье.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Гексаграмма 46
升Шэн. Подъем
Сочетает в себе триграммы Сюнь (Ветер) снизу и Кунь (Земля) сверху. Сюнь также обозначает дерево, которое растет вверх. Для роста нужна энергия. Поэтому в гексаграмме говорится не только об удаче, но также и о волевом усилии. При движении вверх можно встретиться с вышестоящим человеком. Юг символизирует положение, в котором солнце достигает максимального проявления, а следовательно является местом проявления в целом.
Подъем.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Изначальное свершение.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Не скорби.
Поход на юг — к счастью.
Гексаграмма 47
困Кунь. Истощение
Триграмма Кань (Вода) снизу и триграмма Дуй (Озеро) сверху. Так как озеро сверху, а вода внизу, то это означает высыхание озера. Другим проявлением истощения является верхняя иньская черта, которая сковывает две нижние янские черты в триграмме Дуй, а в триграмме Кань янская черта находится между двух иньских. Низшие притесняют высших. Когда сильный человек встречается с невзгодами, он стоек. И это принесет успех в будущем. Но в настоящее время его слова не имеют воздействия.
Истощение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Стойкость.
Великому человеку — счастье.
Будут речи, [но они] неверны.
Хулы не будет.
Гексаграмма 48
井Цзин. Колодец.
Включает в себя нижнюю триграмму Сюнь (Ветер) и верхнюю триграмму Кань (Вода). Символизирует выход из ситуации предыдущей гексаграммы. Но искать силы нужно внутри самого себя, что выражено образом колодца. Нужно проявить свою силу вовне, как вода добывается из колодца. И на этом пути могут встречаться затруднения, о чем говорится в афоризме гексаграммы.
Колодец.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Меняют города, [но] не меняют колодец.
[Ничего] не утратишь, [но ничего и] не приобретешь.
Уйдешь и придешь, [но] колодец [останется] колодцем.
[Если] почти достанешь [воду], но еще не хватает
веревки для колодца, [или если]
разобьешь свою бадью, — несчастье.
Гексаграмма 49
革 Гэ. Смена
Нижняя триграмма Ли (Огонь) сочетается с верхней Дуй (Озеро). В исходном смысле иероглиф, обозначающий данную гексаграмму символизирует шкуру животного, меняющуюся в процессе линьки. В переложении на политические обстоятельства символизирует большие перемены. Триграммы символизируют дочерей, где Ли внизу это средняя, а Дуй сверху — младшая дочь, они вступают в борьбу как огонь и вода. Большие перемены следует вносить, когда нет другой альтернативы. Но необходимы правильные действия, нельзя быть корыстным и нужно следовать людским нуждам.
Смена.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
[Если до] последнего дня будешь [полон]
правды, [то будет] изначальное свершение
и благоприятная стойкость.
Раскаяние исчезнет.
Гексаграмма 50
鼎Дин. Жертвенник
Состоит из триграмм Сюнь (Ветер, Дерево) внизу и Ли (Огонь) сверху. Вместе черты гексаграммы представляют собой жертвенный сосуд. Ветер и дерево в сочетании с огнем символизируют пламя, которое разгорелось. В афоризме гексаграммы идет речь о начале перемен и возможностях последующего развития.
Жертвенник.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Изначальное счастье.
Свершение.
Гексаграмма 51
震Чжэнь. Возбуждение (Молния)
Представляет собой удвоенную триграмму Чэнь (гром). Является символом старшего сына, получающего власть силой. Символизирует старшего сына, который получает власть, он должен действовать и достигнуть свершения, обозначенного в афоризме гексаграммы. Если человек уже уяснил в сердце, что такое трепет и страх, то он не подвержен страху, который приходит извне. Гром распространяет вокруг страх, но человек спокоен духом, не останавливая жертвоприношение.
Возбуждение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Молния приходит, [и воскликнешь]: ого!
[А пройдет, и] засмеешься: ха-ха!
Молния пугает за сотни верст.
[Но она] не опрокинет [и] ложки жертвенного вина.
Гексаграмма 52
艮Гэнь. Сосредоточенность (Хребет)
Представляет собой удвоенную триграмму Гэнь (Гора). Обозначает достижение состояние спокойствия сердца. В И цзин считается, что покой представляет собой полярное состояние, где движение является его дополнением. Спина символизирует область, лишенную основных воспринимающих органов (глаза, уши) и поэтому выражает такую сосредоточенность, в которой нет восприятия даже себя. Находясь в таком покое человек обладает состоянием, нужным для постижения законов мироздания и действия в гармонии с ними.
Сосредоточенность.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
[Сосредоточишься на] своей спине.
Не воспримешь своего тела.
Проходя по своему двору, не заметишь своих людей.
Хулы не будет.
Гексаграмма 53
漸Цзянь. Течение
Сочетает в себе триграммы Гэнь (Гора) внизу и Сунь (Ветер) сверху. Символизирует развитие событий. Подобно тому как постепенно женщина идет за мужчиной в его дом. Это постепенное развитие есть и других ситуациях. Нужно дать этому происходить. Нужна стойкость в этом постепенном развитии, чтобы оно не остановилось.
Течение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Женщина уходит [к мужу].
Счастье.
Благоприятна стойкость.
Гексаграмма 54
歸妹Гуй мэй. Невеста
Включает в себя нижнюю триграмму Дуй (Озеро) и верхнюю триграмму Чжэнь (Гром). Дуй означает младшую дочь, а Чжэнь старшего сына. Женщина следует, мужчина ведет. Афоризм гексаграммы говорит о том, как нужно вести себя женщине. Этот же принцип можно переложить и на отношения между людьми в общем.
Невеста.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
[В] походе — несчастье.
Ничего благоприятного.
Гексаграмма 55
豐 Фэн, Изобилие
Нижняя триграмма Ли (Огонь) сочетается с верхней Чжэнь (Гром). Гром — это движение, а огонь символизирует ясность. Внутри есть ясность, а вовне — движение. Это ведет к изобилию. Гексаграмма говорит о периоде развитого государства. Только настоящий правитель может достичь изобилия, так как направляет свою волю на великое. Он должен быть подобен полуденному солнцу, которое освещает все.
Изобилие.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Царь приближается к нему.
Не беспокойся.
Надо солнцу быть в середине [своего пути].
Гексаграмма 56
旅Люй. Странствие
Состоит из триграммы Гэнь (Гора) внизу и Ли (Огонь) сверху. Гора — это образ неподвижности, огонь же движется. Триграммы не остаются вместе. Необходимы стойкость и осторожность.
Странствие.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Малому — развитие.
В странствии стойкость — к счастью.
Гексаграмма 57
巽 Сюнь. Проникновение
Представляет собой удвоение триграммы Сюнь (Ветер, Дерево). Символизирует мягкость, которая словно ветер или корни дерева проникает дальше. Светлая часть мягко приникает и растворяет темную. В жизни ясность, проникая, устраняет темные мотивы. Такое проникновение ведет к малым, незаметным изменениям. Небольшая сила только через подчинение великому человеку сможет достичь цели.
Проникновение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Малому развитие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Гексаграмма 58
兌Дуй. Радость
Представляет собой удвоение триграммы Дуй (Озеро). Дуй символизирует радость. Верхняя иньская линия триграмма символизирует грусть, но две янские черты снизу указывают на радость, проявляющуюся через мягкость верхней линии. Радость ведет к успеху. Но она нуждается в стойкости, без которой перейдет в безудержное веселье. В сердце должны быть сила и истина, а в общении нужно проявлять мягкость.
Радость.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Гексаграмма 59
渙Хуань. Раздробление
Сочетание триграмм Кань (Вода) снизу и Сюнь (Ветер) сверху. Ветер дует и рассеивает воду. Здесь говорится о рассеивании самомнения, которое разделяет. Большие пиры с жертвоприношениями и ритуалами являлись способом, которым правитель мог объединять людей. Другое средство — совместная деятельность в серьезных начинаниях. В совместном сосредоточении для достижения результата рушатся преграды. Но только тот, кто освободился от эгоизма и имеет стойкость, может устранить самомнение.
Раздробление.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Царь приближается к обладателям храма
(к духам предков).
Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.
Гексаграмма 60
節Цзе. Ограничение
Состоит триграммы Дуй (Озеро) внизу и Кань (Вода) сверху. Вода, вливаясь в озеро, переполняет его. Поэтому нужно ограничение для воды. В переложении на жизнь это символизирует бережливость. В моральном плане обозначает ограничения, которые вводит вышестоящий человек для своих действий – ограничение преданности и бескорыстия. В них должна быть мера. Если ограничения будут чрезмерны, это приведет к вреду. Если сильно ограничить других, то будет восстание.
Ограничение.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Горе ограничено.
[Оно] не может быть стойким.
Гексаграмма 61
中孚 Чжун фу. Внутренняя правда
Включает в себя нижнюю триграмму Дуй (Озеро) и верхнюю Сюнь (Ветер). Ветер, дуя, вызывает движение воды. Так же проявляются видимые последствия невидимого. Янские черты гексаграммы сверху и снизу символизируют открытое к истине сердце, освобожденное от предрассудков. Вепри и рыбы являются наименее умными из животных, поэтому на них трудно влиять. Сила внутренней истины должна увеличиться, чтобы повлиять на них.
Внутренняя правда.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
[Даже] вепрям и рыбам счастье.
Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.
Гексаграмма 62
小過Сяо го. Переразвитие малого
Состоит из триграммы Гэнь (Гора) снизу и триграммы Чжэнь (Гром) сверху. Скромность и добросовестность принесут успех. Не нужно рассчитывать на большой успех, для этого не достает силы. Нужно действовать в малом, не нужно стремиться в высокому.
Переразвитие малого.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Можно действовать в малом.
Нельзя действовать в великом.
От летящей птицы остается [лишь] голос [ее].
Не следует подыматься.
Следует опускаться.
[Тогда будет] великое счастье.
Гексаграмма 63
既濟 Цзи цзи. Уже конец.
Сочетание нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней триграммы Кань (Вода). Янские черты гексаграммы стоят на сильных местах, а иньские линии — на слабых. Завершен переход от беспорядка к порядку. Когда достигается максимальное равновесие, ситуация может измениться на противоположную. Гексаграмма говорит о высшей точке, где нужна осторожность.
Уже конец.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Малому — благоприятна стойкость.
В начале — счастье.
В конце — беспорядок.
Гексаграмма 64
未濟Вэй цзи. Еще не конец
Нижняя триграмма Кань (Вода) сочетается с верхней Ли (Огонь). Наступает беспорядок. Но из него можно создать нечто новое. При этом нужно быть осторожным, словно старый лис, двигающийся по льду. Молодой лис, не имея осторожности, может упасть и замочить хвост.
Еще не конец.
— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)
Свершение.
Молодой лис почти переправился.
[Если] вымочит хвост, [то] не будет ничего
благоприятного.
Подробное толкование гексаграмм является сложной задачей, зависящей от погруженности не просто в символику И цзина, но и знания даосской традиции в целом. Так как И цзин является не просто предсказательным текстом. Это часть наследия учения даосизма. И данное толкование гексаграмм не раскрывает алхимического смысла И цзин, который также заложен в трактате. Такое значение раскрывается в комментариях к Книге перемен, написанных практиковавшими даосами. Одним из таких комментариев является текст даосского патриарха Лю Имина 劉一明, по прозвищу Постигнувший изначальное.