Толкование гексаграмм

К Статьям

Каждая гексаграмма И цзин 易經 представляет собой фигуру, состоящую из шести горизонтальных черт, яо 爻, каждая из которых представляет собой либо ян (сплошная черта), либо инь (прерывистая черта). Черты каждой гексаграммы традиционно считаются снизу вверх, поэтому самая нижняя строка считается первой, а верхняя — шестой. Гексаграммы образуются путем объединения исходных восьми триграмм в различных сочетаниях. Каждая из 64 гексаграмм И цзин сопровождается афоризмом, похожим на притчу. Кроме того, каждой черте в каждой гексаграмме также дается свое описание. Написанное в И цзин значение гексаграмм до сих пор является предметом исследований ученых-синологов по всему миру.

Ниже приводится краткое толкование и значение гексаграмм.

Гексаграмма 1

乾 Цянь. Творчество

Толкование гексаграмм

И верхняя, и нижняя часть гексаграммы представляют собой триграмму Цянь, все шесть ее линий являются янскими. Представляет собой образ неба и указывает на силу и процветание, олицетворяет творческую силу, которая является основой всего сущего.

Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 2

坤 Кунь. Исполнение

Толкование гексаграмм

И верхняя, и нижняя части представляют собой триграмму Кунь, а все шесть линий гексаграммы являются иньскими. Обозначает землю, которая подчинена небу. Символом гексаграммы является кобыла, имеющая покладистый нрав. То есть через следование небу мы можем уловить правильное направление, идти правильным путем и обрести благо.

Исполнение.
В изначальном развитии благоприятна стойкость кобылицы.
Благородному человеку предстоит действовать, [но] если
он выдвинется вперед, то заблудится,
отступив же назад, он обретет повелителя. [Здесь] благоприятно на юге-западе найти друга
и на северо-востоке утратить друга.
Спокойная стойкость — к счастью.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 3

屯 Чжунь. Начальная трудность

Толкование гексаграмм

Включает в себя нижнюю триграмму Чжэнь (Гром) и верхнюю триграмму Кань (Вода). Гром символизирует движение, толчок, а вода является препятствием, символизирует опасность. Гексаграмма символизирует землю, в которой прорастают растения. Все вещи появляются через преодоление трудностей и препятствий, но если следуют, то будут процветать.

Начальная трудность.
В изначальном развитии благоприятна стойкость.
Не надо никуда выступать.
Здесь благоприятно возводить на престол вассалов.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 4

蒙 Мэн. Недоразвитость

Толкование гексаграмм

Гексаграмма включает верхнюю триграмму Гэнь (Гора) и нижнюю Кань (Вода). Гора означает остановку, а вода — опасность. Форма гексаграммы такова, что у подножия горы есть опасность, если продолжать движение вперед, это будет являться невежеством. Но также говорит о преодолении невежества (недоразвитости).

Недоразвитость. [Недоразвитому] — развитие.
Не я стремлюсь к юношески недоразвитым, а юношески
недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию — возвещу. Повторное же и третье
гадания — излишество.
А раз излишество — то не возвещу.
Благоприятна стойкость.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 5

需 Сюй. Необходимость ждать

Толкование гексаграмм

Состоит из верхней триграммы Кань (Вода) и нижней Цянь (Небо). Вода означает опасность, а небо — творческую силу. Когда вы в опасности, нужно быть предусмотрительным, не действовать опрометчиво, следить за временем и ждать перемен, тогда будет успех.

Необходимость ждать.
Обладай правдой. [Тогда] блеск [ее] разовьется, и стойкость будет к счастью.
Благоприятен брод через великую реку.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 6

訟 Сун. Суд (Тяжба)

Толкование гексаграмм

Составлена из триграмм Кань (Вода) внизу и Цянь (Небо) вверху. Вода стремится течь вниз, а небо возвышается. Между ними возникает тяжба. Поэтому нужно быть осторожным.


Суд.
Обладателю правды — препятствие.
Бдительность и уравновешенность — к счастью.
Крайности — к несчастью.
Благоприятно свидеться с великим человеком.
Не благоприятен брод через великую реку.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 7

師 Ши. Войско

Толкование гексаграмм

Включает в себя нижнюю триграммы Кань (Вода) и верхнюю Кунь (Земля). Вода — это опасность, а земля — мягкость. Символизирует переход от споров к войне, использование войск — последнее средство, которое, однако, сможет разрешить конфликт. Нужно следовать времени и, проявив твердость, разрешить затруднения.

Войско.
Стойкость. Возмужалому человеку — счастье.
Хулы не будет.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 8

比 Би. Приближение

Толкование гексаграмм

Нижняя триграмма Кунь (Земля) сочетается с верхней Кань (Вода). Вода и земля связаны друг с другом и зависят друг от друга. Символизирует близость друг к другу, великодушие и искреннее единение.


Приближение.
Счастье.
Вникни в оракул, и от изначальной вечной
стойкости хулы не будет.
Не лучше ли сразу прийти?
Кто опоздает, тому — несчастье.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 9

小畜 Сяо чу. Воспитание малым

Толкование гексаграмм

Нижняя триграмма Цянь (Небо) сочетается с верхней триграммой Сюнь (Ветер). Ветер податлив и подчиняется прямому пути, но не подчиняется, если нет открытого пути. В афоризме дан образ облаков, идущих с запада, который означает прошлое. Эти облака не дают дождя; нужно ожидать возможности преодолеть препятствие. Тогда происходит воспитание.

Воспитание малым.
Развитие.
Плотные облака, и не идет дождь: [они] – с нашей
западной окраины.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 10

履Ли. Наступление (Поступь)

Толкование гексаграмм

Представляет собой сочетание триграмм Дуй (Озеро) снизу и Цянь (Небо) вверху. Будучи твердым, можно обращать плохие вещи в хорошие, тогда большие трудности можно благополучно преодолеть, при движении вперед нужно быть осторожным и мягким, что символизируется образом хождения по хвосту тигра.

Наступи на хвост тигра так, чтобы он не укусил тебя самого.
Развитие.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 11

泰Тай. Расцвет

Толкование гексаграмм

Гексаграмма сочетает триграмму Кунь (Земля) сверху и Цянь (Небо) внизу. Небо стремится вверх, а земля обладает стремлением вниз, они взаимодействуют, наступает возможность развития и роста.


Расцвет.
Малое уходит, великое приходит.
Счастье. Развитие.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 12

否Пи. Упадок

Толкование гексаграмм

Сочетает в себе нижней триграмму Кунь (Земля) и верхнюю Цянь (Небо). Так как земля стремится вниз, а небо вверх, они не сообщаются друг с другом, не связаны друг с другом. Выступает полной противоположностью предыдущей гексаграмме.


Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости
благородного человека. Великое отходит, малое приходит.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 13

同人Тун жэнь. Единомышленники (Родня)

Толкование гексаграмм

Состоит из триграмм Ли (Огонь) снизу и Цянь (Небо) сверху. Цянь — небо и король; Ли — это огонь, а люди — подданные, мир находится в гармонии. Огонь — это свет, стремящийся вверх, небо имеет такую же природу — стремится вверх. Нужно действовать вместе с другими и находиться в гармонии с ними.

В начале сильная черта.
Единомышленники [находятся] в воротах.
Хулы не будет.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 14

大有Да ю. Обладание великим (Владение многими)

Толкование гексаграмм

Состоит из триграмм Цянь (Небо) снизу и Ли (Огонь) сверху. Единственная слабая (иньская) пятая черта подчиняет остальные линии гексаграммы. Действие сообща, продолжение совместного развития. Огонь в небе, освещающий все сущее, и все народы покорятся, пойдут за небом и временем и достигнут великих дел.

Обладание великим.
Изначальное развитие.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 15

謙Цянь. Смирение

Толкование гексаграмм

Сочетает в себе нижнюю триграмму Гэнь (Гора) и верхнюю Кунь (Земля). Гора, находящаяся под землей, означает смирение. Преуспеть можно, оставаясь смиренным.


Обладание великим.
Изначальное развитие.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 16

豫Юй. Вольность

Толкование гексаграмм

Верхняя триграмма Чжэнь (Гром) символизирует движение и активность, которая не встречает препятствий; земля сотрясается — нижняя триграмма Кунь (Земля). Образ феодала используется, так как И цзин сложился во времена феодализма.


Вольность.
Благоприятствует возведению [на престол] феодалов и движению войск

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 17

隨 Суй. Последование

Толкование гексаграмм

Включает в себя нижнюю триграмму Чжэнь (Гром) и верхнюю Дуй (Озеро). От звука грома приходит в движение озеро. Это символизирует подчинение, следование. Следуя, нужно быть стойким и согласовываться со временем.


Последование.
Изначальное развитие.
Благоприятна стойкость. Хулы не будет.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 18

蠱Гу. [Исправление] порчи

Толкование гексаграмм

Сочетание нижней триграммы Сюнь (Ветер) и верхней Гэнь (Гора). Гора означает остановку, а ветер — повиновение. Происходит остановка развития, что приводит к порче. Но также здесь заложено и устранение порчи. Для этого есть условия, но нужна обдуманность в действиях.

[Исправление] порчи.
Изначальное развитие.
Благоприятен брод через великую реку. [Будь бдителен]
за три дня до начала и три дня после начала.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 19

臨Линь. Посещение

Толкование гексаграмм

Состоит из триграмм Дуй (Озеро) внизу и Кунь (Земля) вверху. Посещение — это сближение. Значение этой гексаграммы – руководство и управление подчиненными со стороны вышестоящего, его сближение с ними. Говорит о прогрессе, нужна решительность, чтобы не упустить благоприятный момент. На восьмой луне может положение вещей может измениться.

Посещение.
Изначальное развитие; благоприятна стойкость.
При достижении восьмой луны будет несчастье.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 20

觀 Гуань. Созерцание

Толкование гексаграмм

Сочетает в себе триграмму Кунь (Земля) снизу и триграмму Сюнь (Ветер) сверху. Ветер проникает далеко, дуя над землей. Правитель, занимая высшее положение, объезжает свои владения и влияет на людей. Он является примером для людей, люди взирают на него снизу. В афоризме приводится образ жертвоприношения — после умывания рук наступает момент внутренней концентрации, проявляется духовное воздействие, распространяющееся на других.

Созерцание.
Умой руки, но не приступай к жертвоприношению.
Обладая правдой, будь нелицеприятен и строг.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 21

噬嗑Ши хо. Стиснутые зубы

Толкование гексаграмм

Включает в себя верхнюю триграмму Ли (Огонь) и нижнюю триграмму Чжэнь (Гром). Символизирует преграду, мешающую сомкнуть губы, которую нужно устранить (перегрызть). В природе таким же образом гром преодолевает напряжение в природе. Если есть препятствие, нужно деятельно устранить его с помощью наказания.

Стиснутые зубы.
Развитие.
Благоприятно применение тюрем.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 22

賁Би. Убранство

Толкование гексаграмм

Нижняя триграмма Ли (Огонь) сочетается с верхней триграммой Гэнь (Гора). Символизирует огонь, исходящий из недр земли, который украшает гору, освещая ее. Но не стоит воспринимать это слишком значительно, так как это лишь внешнее украшение. Поэтому благоприятны только малые дела, а не серьезные.

Убранство.
Развитие.
[В] малом благоприятно иметь, куда выступить.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 23

剝Бо. Разрушение (Разорение)

Толкование гексаграмм

Триграмма Кунь (Земля) снизу сочетается с верхней триграммой Гэнь (Гора). В этой гексаграмме иньские (темные) черты поднимаются и вскоре разрушат верхнюю янскую (светлую) черту. Символизирует образ крыши дома — когда крыша разрушается, то же происходит и со всем домом. Земля — символ покорности, а гора символизирует спокойствие. В данных условиях необходимо выжидать и иметь смирение.

Разрушение.
Не благоприятно иметь, куда выступить.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 24

復Фу. Возврат

Толкование гексаграмм

Включает в себя триграммы Чжэнь (Гром) внизу и Кунь (Земля) вверху. Свет постепенно сменяет тьму, что символизирует янская (светлая) черта внизу. То есть следом за временем разрушения наступает светлое время. Все происходит естественно, в соответствии со временем. Когда свет возвращается, то все благоприятствует этому.

Возврат.
Свершение.
В выходе и входе нет торопливости.
Друзья придут, и хулы не будет.
Обратно вернешься на свой путь.
И через семь дней — возврат.
Благоприятно иметь, куда выступить.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 25

無妄У ван. Беспорочность

Толкование гексаграмм

Нижняя триграмма Чжэнь (Гром) сочетается с верхней триграммой Цянь (Небо). Раскаты грома под небом в весеннее время, когда все живое растет и имеет состояние беспорочности. В нем возможен процесс последующего развития. Но это развитие возможно только при соответствии с волей неба, обратное может вызвать беду.

Беспорочность.
Изначальное развитие.
Благоприятна стойкость.
[Если] кто не прав, [у того] будет беда.
Не благоприятно иметь, куда выступить.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 26

大畜Да чу. Воспитание великим

Толкование гексаграмм

Состоит триграмм Цянь (Небо) снизу и Гэнь (Гора) сверху. Гора укрощается небом. И как следствие проявляется большая сила. Небо — символ творчества, а гора указывает на твердость. Вместе они свидетельствуют об обновлении характера, что приводит к наполнению силой. Достойный человек имея почтение, не должен кормиться только от своего дома, но и должен трудиться на службе. Тогда он будет в согласии с небом, и в таком случае сложные дела будут успешны (образ брода через реку).

Воспитание великим.
Благоприятна стойкость.
Кормись [не только от своего] дома.
Счастье.
Благоприятен брод через великую реку.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 27

頤И. Питание

Толкование гексаграмм

Включает в себя триграмму Чжэнь (Гром) снизу и Гэнь (Гора) сверху. Символизирует открытый рот, через который мы принимаем еду. Поэтому афоризм гексаграммы говорит о питании. Три черты снизу символизируют питание самого себя, а три черты сверху говорят о духовном питании других.

Питание.
Стойкость — к счастью.
Созерцай челюсти.
[Они] сами добывают [то, что] наполняет рот.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 28

大過Да го. Переразвитие великого

Толкование гексаграмм

Нижняя триграмма Сюнь (Ветер) сочетается с триграммой Дуй (Озеро) вверху. Здесь четыре янские линии находятся между двумя иньскими (слабыми) линиями. Это выражено образом стропила, прочного в центре и ослабленного на краях. Нужны изменения, иначе случится несчастье. Если действовать, то придет успех.

Переразвитие великого.
Стропила прогибаются.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Свершение.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 29

坎 Кань. (Повторная) опасность (Бездна)

Толкование гексаграмм

Гексаграмма представляет собой удвоенную триграмму Кань (Вода). В триграмме янская черта заключена между двух иньских. В человеке это символизирует душу, находящуюся в теле. Удвоение триграммы означает повторную опасность. Вода движется, не останавливаясь, избегая опасностей и не теряя своей природы. Так и человек может сердцем постигнуть значение ситуации, если сохраняет искренность в сложной ситуации. И тогда действия будут успешны.

Повторная опасность.
Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 30

離Ли. Сияние

Толкование гексаграмм

Гексаграмма представляет собой удвоенную триграмму Ли (Огонь). Означает «ясность, а также «цепляться за что-то». Не имея формы, огонь связан с горящим предметом. А ясность в человеке связывается (цепляется) за то, что является правильным. В афоризме гексаграммы приведен образ коровы, означающий послушание. Пестуя в себе послушание, человек получает ясность и может найти место в мире. Имея ясность внутри, он сможет распространить свет и глубже проникнуть в свою природу.

Сияние.
Благоприятна стойкость.
Свершение.
Разводить коров — к счастью.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 31

咸Сянь. Взаимодействие (Сочетание)

Толкование гексаграмм

Сочетает в себе триграммы Гэнь (Гора) внизу и Дуй (Озеро) вверху. Гора — это спокойствие, на которое отвечает озеро. Но также Гэнь означает младшего сына, а Дуй младшую дочь из разных семей. Вместе они являются символом влечения между. Мужское начало выступает инициативным. Сверху находится слабый элемент, внизу — сильный. Их соединение приводит к успеху. Притяжение между ними — это природный закон. Мудрец с помощью такого притяжения может повлиять на сердца людей, в мире появляется спокойствие.

Взаимодействие.
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Брать жену — к счастью.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 32

恆Хэн. Постоянство

Толкование гексаграмм

Включает в себя нижнюю триграмму Сюнь (Ветер) и верхнюю триграмму Чжэнь (Гром). Сюнь — слабая триграмма и указывает на мягкость, а Чжэнь — сильная, говорит о движении. В отношениях между людьми является символом брака — крепкого союза. В нем сильной стороной является муж, который проявляет силу вовне, а жена покорна ему. Движение наружу происходит в согласии с законом постоянства.

Постоянство.
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Хулы не будет.
Благоприятно иметь, куда выступить.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 33

遯Дунь. Бегство

Толкование гексаграмм

Триграмма Гэнь (Гора) внизу сочетается с Цянь (Небо) вверху. Наступает тьма, свет в этом время отходит, чтобы тьма не могла посягнуть на него. Это является природным законом. Поэтому такое отступление будет правильным, не давая силам истощиться. Необходима осторожность, чтобы не пропустить момент.

Бегство.
Свершение.
Малому — благоприятна стойкость.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 34

大壯 Да чжуан. Мощь великого (Великая мощь)

Толкование гексаграмм

Включает в себя нижнюю триграммы Цянь (Небо) и верхнюю триграмму Чжэнь (Гром). Небо — это символ творчества, а гром — активность. Небо сильно, а гром вызывает движение. Соединяясь вместе, они дают мощь великого. Настоящее величие зависит от гармонии с тем, что является правильным. Соответственно, когда есть великая мощь, человек не должен предпринимать что-либо, что будет не в гармонии с установившимся порядком.

Мощь великого.
Благоприятна стойкость.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 35

晉Цзинь. Восход

Толкование гексаграмм

Триграмма Кунь (Земля) снизу сочетается с Ли (Огонь) сверху. Это образ солнца, встающего над землей. Означает быстрое развитие, а также ясность и продолжающееся распространение. В афоризме гексаграммы это отражено в виде образа феодала, получающего награду от правителя. Идея гексаграммы имеет два значения. С одной стороны, результат развития исходит от зависимого феодала, за которым следуют другие люди. С другой, правитель приглашает его ко двору и награждает подарками. Покорный слуга и просвещенный правитель представляют собой условие, от которого зависит развитие.

Восход.
Сиятельному князю надо жаловать коней в
великом обилии и в круговороте дня
трижды принимать [подданных].

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 36

明夷Мин и. Поражение света

Толкование гексаграмм

Состоит из триграмм Ли (Огонь) внизу и Кунь (Земля) сверху. Солнце скрывается под землей. В неблагоприятных условиях нельзя терять стойкость. Иногда нужно скрыть свой свет, давая воле главенствовать. Таким образом человек может сохранить волю в сложных ситуациях. В темные времена нужно иметь сдержанность и осторожность.

Поражение света.
Благоприятна в трудностях стойкость.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 37

家人Цзя жэнь. Домашние

Толкование гексаграмм

Триграмма Ли (Огонь) внизу сочетается с верхней триграммой Сюнь (Ветер). Ветер проявляется из огня. Это символизирует влияние, которое распространяется наружу изнутри. Тот же принцип должен быть и при регулировании семьи, то есть воздействие на других должно идти от собственной личности. В гексаграмме выражены законы, по которым существует семья. Эти законы при переложении на внешнюю жизнь обеспечивают порядок в стране и в мире.

Домашние.
Благоприятна женщине стойкость.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 38

睽Куй. Разлад

Толкование гексаграмм

Гексаграмма представляет собой сочетание триграмм Дуй (Озеро) внизу и Ли (Огонь) сверху. Озеро движется вниз, а огонь вверх. Эти движения противоположны друг другу. Также триграмма Дуй означает младшую дочь, а триграмма Ли — среднюю. Их стремления направлены в разные стороны. Когда между людьми есть разлад, то невозможно осуществить большие дела. То есть нужно предпринимать только малые дела, в которых еще может быть успех.

Разлад.
В незначительных делах — счастье.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 39

蹇Цзянь. Препятствие

Толкование гексаграмм

Состоит из триграмм Гэнь (Гора) снизу и Кань (Вода) сверху. Символизирует пучину впереди и неприступную скалу сзади. С двух сторон есть препятствия. Юго-запад символизирует сторону отступления, а северо-восток – продвигающуюся сторону. При встрече с препятствиями человеку лучше отступить и остановиться, но такая остановка — это подготовка к преодолению трудностей. Необходимо соединиться с единомышленниками и войти под руководство того, кто может преодолеть препятствие. Препятствия нужны для развития.

Препятствие.
Благоприятен юго-запад.
Неблагоприятен северо-восток.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Стойкость — к счастью.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 40

解Цзе. Разрешение

Толкование гексаграмм

Включает в себя триграммы Ли (Огонь) внизу и Чжэнь (Гром) внизу. Разрешение трудностей и устранение препятствий. Гексаграмма символизирует разные этапы достижения освобождения. Юго-запад в афоризме гексаграммы означает необходимость возврата к обычным обстоятельствам. Время перемен является важным, но не нужно слишком усердствовать. Возврат к обычному порядку приведет к успеху. Если есть еще вопросы, которые нужно разрешить, то следует сделать это как можно скорее.

Разрешение.
Юго-запад содействует.
Если более некуда идти,
Возвращение приносит удачу.
Если же еще есть, куда идти
Спешка приносит удачу.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 41

損 Сунь. Убыль

Толкование гексаграмм

Нижняя триграмма Дуй (Озеро) сочетается с верхней Гэнь (Гора). Озеро, лежащее у основания горы, испаряется. А гора напитывается влагой. Гора здесь является символом силы, которая может трансформироваться в гнев. Озеро символизирует веселье, которое может перерасти в страстные порывы. Нужна убыль. Приумножение и убыль имеют свое время. Если в ограничении есть внутренняя искренность, то нет нужды стыдиться простоты. Опора на внутреннее компенсирует внешнюю недостаточность. В афоризме гексаграммы это обозначено советом сделать приношение жертв более скромным — важно не количество, а внутренняя правда.

Убыль.
Обладателю правды — изначальное счастье.
Хулы не будет. Возможна стойкость.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Что нужно [для жертвоприношения]?
[И] двух [вместо восьми] чаш достаточно для
жертвоприношения.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 42

益И. Приумножение

Толкование гексаграмм

Сочетание триграмм Чжэнь (Гром) внизу и Сюнь (Ветер) вверху. Вышестоящие приносят жертвы, нижестоящие наполняются радостью и благодарностью. Это важно для развития общего благосостояния. Когда народ предан своим лидерам, даже трудные дела будут иметь успех. Приумножение не длится долго, поэтому нужно использовать его.

Приумножение.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Благоприятен брод через великую реку.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 43

夬 Гуай. Выход

Толкование гексаграмм

Включает в себя нижнюю триграмму Цянь (Небо) и верхнюю триграмму Дуй (Озеро). Символизирует прорыв после периода длительного напряжения, подобно воде, прорывающей дамбу. В отношении людей это говорит о периоде, когда низшие люди постепенно уходят. Их влияние уменьшается, условия изменяются. В борьбе добра и зла есть свои правила. Не должно быть компромисса со злом, не нужно применять в борьбе силу, а нужно применять силу и дружелюбие. Лучше всего искоренять зло с помощью продвижения в добре.

Выход.
Поднимаешься до царского двора.
Правдиво возглашай.
[А если и] будет опасность, [то] говори от
своего города.
Не благоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 44

姤Гоу. Перечение

Толкование гексаграмм

Сочетает в себе нижнюю триграмму Сюнь (Ветер) и верхнюю триграмму Цянь (Небо). Здесь говорится о ситуации в которой, вновь выступает тьма. Такое развитие событий неблагоприятно, поэтому необходимо устранять возможные последствия. В афоризме гексаграммы это выражено в виде женского образа, который стремится получить власть.

Перечение.
[У] женщины сила.
Не надо брать жену.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 45

萃Цуй. Воссоединение

Толкование гексаграмм

Внизу триграмма Кунь (Земля), сверху триграмма Дуй (Озеро). После периода разрозненности идет время воссоединения. Царь — это представитель предыдущих поколений правителей (то есть представитель всех своих отцов). Воссоединение является серьезным делом и требует большого жертвоприношения. И успех даже в крупном деле гарантирован.

Воссоединение.
Свершение.
Царь подходит к обладателям храма [к духам предков].
Благоприятна встреча с великим человеком. Свершение.
Благоприятна стойкость.
Необходимо великое жертвоприношение, [тогда] —
счастье.
Благоприятно иметь, куда выступить.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 46

升Шэн. Подъем

Толкование гексаграмм

Сочетает в себе триграммы Сюнь (Ветер) снизу и Кунь (Земля) сверху. Сюнь также обозначает дерево, которое растет вверх. Для роста нужна энергия. Поэтому в гексаграмме говорится не только об удаче, но также и о волевом усилии. При движении вверх можно встретиться с вышестоящим человеком. Юг символизирует положение, в котором солнце достигает максимального проявления, а следовательно является местом проявления в целом.

Подъем.
Изначальное свершение.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Не скорби.
Поход на юг — к счастью.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 47

困Кунь. Истощение

Толкование гексаграмм

Триграмма Кань (Вода) снизу и триграмма Дуй (Озеро) сверху. Так как озеро сверху, а вода внизу, то это означает высыхание озера. Другим проявлением истощения является верхняя иньская черта, которая сковывает две нижние янские черты в триграмме Дуй, а в триграмме Кань янская черта находится между двух иньских. Низшие притесняют высших. Когда сильный человек встречается с невзгодами, он стоек. И это принесет успех в будущем. Но в настоящее время его слова не имеют воздействия.

Истощение.
Свершение.
Стойкость.
Великому человеку — счастье.
Будут речи, [но они] неверны.
Хулы не будет.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 48

井Цзин. Колодец.

Толкование гексаграмм

Включает в себя нижнюю триграмму Сюнь (Ветер) и верхнюю триграмму Кань (Вода). Символизирует выход из ситуации предыдущей гексаграммы. Но искать силы нужно внутри самого себя, что выражено образом колодца. Нужно проявить свою силу вовне, как вода добывается из колодца. И на этом пути могут встречаться затруднения, о чем говорится в афоризме гексаграммы.

Колодец.
Меняют города, [но] не меняют колодец.
[Ничего] не утратишь, [но ничего и] не приобретешь.
Уйдешь и придешь, [но] колодец [останется] колодцем.
[Если] почти достанешь [воду], но еще не хватает
веревки для колодца, [или если]
разобьешь свою бадью, — несчастье.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 49

革 Гэ. Смена

Толкование гексаграмм

Нижняя триграмма Ли (Огонь) сочетается с верхней Дуй (Озеро). В исходном смысле иероглиф, обозначающий данную гексаграмму символизирует шкуру животного, меняющуюся в процессе линьки. В переложении на политические обстоятельства символизирует большие перемены. Триграммы символизируют дочерей, где Ли внизу это средняя, а Дуй сверху — младшая дочь, они вступают в борьбу как огонь и вода. Большие перемены следует вносить, когда нет другой альтернативы. Но необходимы правильные действия, нельзя быть корыстным и нужно следовать людским нуждам.

Смена.
[Если до] последнего дня будешь [полон]
правды, [то будет] изначальное свершение
и благоприятная стойкость.
Раскаяние исчезнет.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 50

鼎Дин. Жертвенник

Толкование гексаграмм

Состоит из триграмм Сюнь (Ветер, Дерево) внизу и Ли (Огонь) сверху. Вместе черты гексаграммы представляют собой жертвенный сосуд. Ветер и дерево в сочетании с огнем символизируют пламя, которое разгорелось. В афоризме гексаграммы идет речь о начале перемен и возможностях последующего развития.

Жертвенник.
Изначальное счастье.
Свершение.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 51

震Чжэнь. Возбуждение (Молния)

Толкование гексаграмм

Представляет собой удвоенную триграмму Чэнь (гром). Является символом старшего сына, получающего власть силой. Символизирует старшего сына, который получает власть, он должен действовать и достигнуть свершения, обозначенного в афоризме гексаграммы. Если человек уже уяснил в сердце, что такое трепет и страх, то он не подвержен страху, который приходит извне. Гром распространяет вокруг страх, но человек спокоен духом, не останавливая жертвоприношение.

Возбуждение.
Свершение.
Молния приходит, [и воскликнешь]: ого!
[А пройдет, и] засмеешься: ха-ха!
Молния пугает за сотни верст.
[Но она] не опрокинет [и] ложки жертвенного вина.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 52

艮Гэнь. Сосредоточенность (Хребет)

Толкование гексаграмм

Представляет собой удвоенную триграмму Гэнь (Гора). Обозначает достижение состояние спокойствия сердца. В И цзин считается, что покой представляет собой полярное состояние, где движение является его дополнением. Спина символизирует область, лишенную основных воспринимающих органов (глаза, уши) и поэтому выражает такую сосредоточенность, в которой нет восприятия даже себя. Находясь в таком покое человек обладает состоянием, нужным для постижения законов мироздания и действия в гармонии с ними.

Сосредоточенность.
[Сосредоточишься на] своей спине.
Не воспримешь своего тела.
Проходя по своему двору, не заметишь своих людей.
Хулы не будет.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 53

漸Цзянь. Течение

Толкование гексаграмм

Сочетает в себе триграммы Гэнь (Гора) внизу и Сунь (Ветер) сверху. Символизирует развитие событий. Подобно тому как постепенно женщина идет за мужчиной в его дом. Это постепенное развитие есть и других ситуациях. Нужно дать этому происходить. Нужна стойкость в этом постепенном развитии, чтобы оно не остановилось.

Течение.
Женщина уходит [к мужу].
Счастье.
Благоприятна стойкость.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 54

歸妹Гуй мэй. Невеста

Толкование гексаграмм

Включает в себя нижнюю триграмму Дуй (Озеро) и верхнюю триграмму Чжэнь (Гром). Дуй означает младшую дочь, а Чжэнь старшего сына. Женщина следует, мужчина ведет. Афоризм гексаграммы говорит о том, как нужно вести себя женщине. Этот же принцип можно переложить и на отношения между людьми в общем.

Невеста.
[В] походе — несчастье.
Ничего благоприятного.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 55

豐 Фэн, Изобилие

Толкование гексаграмм

Нижняя триграмма Ли (Огонь) сочетается с верхней Чжэнь (Гром). Гром — это движение, а огонь символизирует ясность. Внутри есть ясность, а вовне — движение. Это ведет к изобилию. Гексаграмма говорит о периоде развитого государства. Только настоящий правитель может достичь изобилия, так как направляет свою волю на великое. Он должен быть подобен полуденному солнцу, которое освещает все.

Изобилие.
Свершение.
Царь приближается к нему.
Не беспокойся.
Надо солнцу быть в середине [своего пути].

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 56

旅Люй. Странствие

Толкование гексаграмм

Состоит из триграммы Гэнь (Гора) внизу и Ли (Огонь) сверху. Гора — это образ неподвижности, огонь же движется. Триграммы не остаются вместе. Необходимы стойкость и осторожность.


Странствие.
Малому — развитие.
В странствии стойкость — к счастью.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 57

巽 Сюнь. Проникновение

Толкование гексаграмм

Представляет собой удвоение триграммы Сюнь (Ветер, Дерево). Символизирует мягкость, которая словно ветер или корни дерева проникает дальше. Светлая часть мягко приникает и растворяет темную. В жизни ясность, проникая, устраняет темные мотивы. Такое проникновение ведет к малым, незаметным изменениям. Небольшая сила только через подчинение великому человеку сможет достичь цели.

Проникновение.
Малому развитие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Благоприятно свидание с великим человеком.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 58

兌Дуй. Радость

Толкование гексаграмм

Представляет собой удвоение триграммы Дуй (Озеро). Дуй символизирует радость. Верхняя иньская линия триграмма символизирует грусть, но две янские черты снизу указывают на радость, проявляющуюся через мягкость верхней линии. Радость ведет к успеху. Но она нуждается в стойкости, без которой перейдет в безудержное веселье. В сердце должны быть сила и истина, а в общении нужно проявлять мягкость.

Радость.
Свершение.
Благоприятна стойкость.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 59

渙Хуань. Раздробление

Толкование гексаграмм

Сочетание триграмм Кань (Вода) снизу и Сюнь (Ветер) сверху. Ветер дует и рассеивает воду. Здесь говорится о рассеивании самомнения, которое разделяет. Большие пиры с жертвоприношениями и ритуалами являлись способом, которым правитель мог объединять людей. Другое средство — совместная деятельность в серьезных начинаниях. В совместном сосредоточении для достижения результата рушатся преграды. Но только тот, кто освободился от эгоизма и имеет стойкость, может устранить самомнение.

Раздробление.
Свершение.
Царь приближается к обладателям храма
(к духам предков).
Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 60

節Цзе. Ограничение

Толкование гексаграмм

Состоит триграммы Дуй (Озеро) внизу и Кань (Вода) сверху. Вода, вливаясь в озеро, переполняет его. Поэтому нужно ограничение для воды. В переложении на жизнь это символизирует бережливость. В моральном плане обозначает ограничения, которые вводит вышестоящий человек для своих действий – ограничение преданности и бескорыстия. В них должна быть мера. Если ограничения будут чрезмерны, это приведет к вреду. Если сильно ограничить других, то будет восстание.

Ограничение.
Свершение.
Горе ограничено.
[Оно] не может быть стойким.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 61

中孚 Чжун фу. Внутренняя правда

Толкование гексаграмм

Включает в себя нижнюю триграмму Дуй (Озеро) и верхнюю Сюнь (Ветер). Ветер, дуя, вызывает движение воды. Так же проявляются видимые последствия невидимого. Янские черты гексаграммы сверху и снизу символизируют открытое к истине сердце, освобожденное от предрассудков. Вепри и рыбы являются наименее умными из животных, поэтому на них трудно влиять. Сила внутренней истины должна увеличиться, чтобы повлиять на них.

Внутренняя правда.
[Даже] вепрям и рыбам счастье.
Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 62

小過Сяо го. Переразвитие малого

Толкование гексаграмм

Состоит из триграммы Гэнь (Гора) снизу и триграммы Чжэнь (Гром) сверху. Скромность и добросовестность принесут успех. Не нужно рассчитывать на большой успех, для этого не достает силы. Нужно действовать в малом, не нужно стремиться в высокому.


Переразвитие малого.
Свершение.
Благоприятна стойкость.
Можно действовать в малом.
Нельзя действовать в великом.
От летящей птицы остается [лишь] голос [ее].
Не следует подыматься.
Следует опускаться.
[Тогда будет] великое счастье.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 63

既濟 Цзи цзи. Уже конец.

Толкование гексаграмм

Сочетание нижней триграммы Ли (Огонь) и верхней триграммы Кань (Вода). Янские черты гексаграммы стоят на сильных местах, а иньские линии — на слабых. Завершен переход от беспорядка к порядку. Когда достигается максимальное равновесие, ситуация может измениться на противоположную. Гексаграмма говорит о высшей точке, где нужна осторожность.

Уже конец.
Свершение.
Малому — благоприятна стойкость.
В начале — счастье.
В конце — беспорядок.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Гексаграмма 64

未濟Вэй цзи. Еще не конец

Толкование гексаграмм

Нижняя триграмма Кань (Вода) сочетается с верхней Ли (Огонь). Наступает беспорядок. Но из него можно создать нечто новое. При этом нужно быть осторожным, словно старый лис, двигающийся по льду. Молодой лис, не имея осторожности, может упасть и замочить хвост.

Еще не конец.
Свершение.
Молодой лис почти переправился.
[Если] вымочит хвост, [то] не будет ничего
благоприятного.

— Книга перемен (пер.Ю.К.Щуцкого)

Подробное толкование гексаграмм является сложной задачей, зависящей от погруженности не просто в символику И цзина, но и знания даосской традиции в целом. Так как И цзин является не просто предсказательным текстом. Это часть наследия учения даосизма. И данное толкование гексаграмм не раскрывает алхимического смысла И цзин, который также заложен в трактате. Такое значение раскрывается в комментариях к Книге перемен, написанных практиковавшими даосами. Одним из таких комментариев является текст даосского патриарха Лю Имина 劉一明, по прозвищу Постигнувший изначальное.

Узнать об алхимическом смысле И цзин, подробно, изложенном в тексте Лю Имина, о важнейших принципах, заложенных в древнем трактате можно на курсе Раскрытие истины И цзина.

Цигун

К Статьям

Упражнения цигун в наше время широко известны и практикуются многими людьми для оздоровления организма и укрепления тела. В настоящее время есть множество систем, методов и техник, направленных как на здоровье, так и на обретение необычных способностей.

Происхождение Цигун

Цигун для начинающих

Термин цигун, как и многие современные его школы берут свое начало с середины 20 века и далее. До этого названий для систем оздоровления было множество:

Дао инь

Эти методы, исходя из древних источников, представляют собой гимнастические методы, способствующие правильной циркуляции ци, продлению жизни и предотвращению болезней. Очень часто эти методы дао инь имитируют движения животных: тигр, обезьяна, медведь, олень, птица и т.д..

Ян шэн

Принципы и методы оздоровления, питания, режима дня, режима активности и отдыха. Сюда входят так же простейшие рецепты питания, к примеру, рис с женьшенем. Чаще всего рекомендации распределяются по 4 сезонам, 24 сезонам и другим циклам. Одна и целей методик — достижение долголетия. Базовые концепции, которые легче в основы Ян шэн описаны в трактате Хуанди Нэйцзин.

Би Ци

Представляло собой практику задержки дыхания после вдоха. Упоминается в таком знаменитом трактате, как Баопу-цзы. Часто би ци совмещалась с дао-инь, в чистом виде задержки дыхания могли доходить до одной тысячи счетов.

Бу ган

Древняя практик медитативной ходьбы по различным схемам. К примеру: квадраты Хэту и Лошу, восемь триграмм, различные схемы созвездий. Считается, что традиция комплексов бу ган берет свое начало от знаменитых шагов Юя.

Бу ци

Метод лечения за счет распространения своей внутренней ци. В техниках бу ци используются направления света и дыхание для этих целей.

Фу ци

Техники глотания внешней ци. В трактатах о фу ци обычно пишут о ци пяти направлений, ци солнечных лучей, в особое время шести циклических знаков и другие.

Би гу

Техники лечебного голодания, которые включают в себя отказ от обычной пищи. Взамен этого при практике би гу принимают различные травы, минералы, «талисманную» воду и используют дыхательные практики. Упоминаются в том числе в знаменитом трактате «Баопу-цзы«.

Существует чудесная практика неподвижного стояния в течении долгого времени, которая направлена на укрепление здоровья и набор энергии-ци. Она называется Чжань Чжуан, или Свая.

Не смотря на разнообразие систем и их названий в Китае, для простоты понимания, методы в этой статье будут обозначаться современным словом «Цигун».

Разновидности методов Цигун

Комплекс цигун

Существуют десятки форм Цигун для начинающих и опытных практиков, вот список некоторых из них из популярных в России источников:

Цигун с палкой

Упражнения с палкой для людей с ослабленным здоровьем.

Цигун самопроизвольных движений

С помощью специальных методов использования мысли и дыхания запускаются самопроизвольные движения тела, считается, что эта техника позволяет достичь хороший оздоровительный эффект при неврозе, бессоннице и других.

Метод получения солнечной ци

Комплекс цигун, где с помощью мысли, дыхания и специфических поз впитывают солнечную ци на востоке для увеличения ян-ци.

Метод наблюдать луну, созерцать звезды

Цигун, где с помощью мысли, дыхания и специфических поз впитывают лунную ци и ци звезд на востоке для достижения ясности сердца и очищения мозга. Считается, что долгая практика по такому методу укрепляет зрение и оздоравливает мысли и эмоции.

Метод пустоты и покоя

Метод, заключающийся в тренировке естественного расслабления тела и сознания в состояния бодрости.

Метод «Восход солнца»

Метод, использующий мысль для движения ци через почки, мин-мэнь и даньтянь. Усиливают работу почек и увеличивает ян.

Метод укрепления цзин

Лежачий метод самомассажа, в котором используются движения ладонями по и против часовой стрелки для укрепления истинного ян.

Метод пронизывать по вертикали средний дворец

Упражнение сочетающее в себе движение мысли с дыханием от точки хуэй-инь до точки бай-хуэй, посредством чего укрепляются цзин, ци и шэнь.

Метод вращение глазами

Метод сочетающий в себе дыхание и движение глазными яблоками, приносит пользу глазам.

Метод вращения вокруг даньтянь

В данном методе используется движение мысли, задействуются точки хуэй-инь, мин-мэнь и область низа живота. Тренирует цзин ци, гармонизирует и двигает ци в области даньтянь.

Игры пяти зверей

Комплекс цигун, разработанный знаменитым врачом Хуа То. Движения имитируют движения пяти животных. По легенде, практикуя этот комплекс, ученик Хуа То — У Пу тренировался до девяноста лет, сохраняя долголетие, остроту слуха и зрения, все зубы у него были в сохранности, а аппетит — как в молодости.

Цигун огненного дракона

Цигун, сочетающий в себе работу мысли и элементы внешней алхимии. Так же в нем присутствует религиозное учение.

Цигун нищих

Упражнения, сочетающие в себе дыхание и движения. Метод способствует улучшению пищеварения.

Цигун тигриного шага

Специальный метод шагов, укрепляющий ноги и поясницу, из органов — почки и печень.

Жесткий цигун

Методы укрепления тела путем жестких упражнений, в сочетании со специальными видами дыхания и движениями мысли. Часто представители жесткого цигуна демонстрируют необычные феномены тела: стояние на стекле, выдерживание мощных ударов по телу, разбивание камней и пр.

Железная ладонь

Метод набивки ладоней и кулаков с использованием мысли и дыхания. В результате рука станет твердой как «железо». Можно будет ломать кирпичи, камни и прочее.

Испускание внешней ци

Система содержит несколько упражнений для гармонизации, накопления и испускания внешней ци.

Лучшим видом статического цигуна в даосизме считается Свая.

Основные составляющие практики цигун

Цигун

В практике цигун существуют различные принципы и составляющие, различающиеся в зависимости от метода:

Положение тела

Включает в себя:

  • любые положения;
  • любые движения;
  • шаги;

Дыхание

Включает в себя:

  • естественное дыхание;
  • задержки дыхания;
  • методы дыхания со счетом, задержками в различных положениях тела;

Мысль

Включает в себя:

  • удержание мысли в определенной точке тела;
  • удержание мысли в определенной точке снаружи;
  • движение мысли внутри тела;
  • движение мысли снаружи — внутрь и изнутри-наружу;
  • сосредоточение на определенном образе;
  • рассеивание внимания наружу;
  • проведения мысли по каналам;
  • сосредоточение на акупунктурных точках;
  • сосредоточение на центрах тела;

9 ошибок в практике Цигун

  • напряжение в теле и сознании;
  • отсутствие статики;
  • отсутствие динамики;
  • недостаточная проработка теории;
  • отсутствие последовательности в методике;
  • приверженность комплексам;
  • выдумывание методов без многолетней проверки;
  • использование воображения;
  • обильное использование мысли, внимания;

Разновидности «Цигун» в нашем Центре

Чжань чжуан

Проработка практики идет по следующей схеме:

1. Начальный этап и стабилизации

2. Углубленное состояние «Наступления» и «Вывода»…

3. Дальнейшее продвижение «Феномены 3 дыханий»…

4. Первичная пустота

И далее другие этапы.

Чунсюэгун

Проработка в системе идет последовательно, по трем частям:

1. Очищение каналов и сосудов тела.

2. Тщательная проработка двенадцати каналов по точкам.

3. Проработка баланса энергий в каналах и органах.

Чжань чжуан инь-ян

Метод совмещения проработки Чжань чжуан и баланса Инь-Ян. Позволяет ускорить прогресс в Чжань чжуан, цигун, ушу и других практиках.

Преподается только в продвинутой группе.

Чжэнтайгун

Данная практика направлена на восстановление систем и каналов организма, правильно функционировавших в эмбрионе до перерезания пуповины. Представляет из себя определенные положения тела сидя и лежа, с прохождением стадий и задач каждого этапа. Ускоряет продвижение в свае и алхимии.

Преподается только в продвинутой группе.

Мастера

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Гуанчэн-цзы

Биография

Во второй главе Чжуан-цзы Гуанчэн-цзы упоминается как Учитель Хуанди. Согласно тексту, Гуанчэн-цзы учил Хуанди о важности сохранении тела для достижения долголетия. Суть его наставления состояла в том, что нужно отсекать внешние раздражители, позволять телу восстанавливать себя, сохранять «чистоту и покой», не подвергать тело напряжению. Этот совет цитируется в 14 главе Хуайнаньцзы и это событие описано в биографии Гуанчэнцзы в Шэньсянь Чжуане. Гуанчэнцзы утверждал, что благодаря практике этих методов он прожил 1200 лет. Считается, что это была шутка, и многие воспринимают это событие как анекдот.

В Баопу-цзы в главе 17 так же описывается встреча Хуанди с Гуанчэн-цзы:

Баопу-цзы сказал: «Некогда на Круглых холмах было много больших змей, но, получив хорошее снадобье, Хуан-ди взошел на них. Гуан Чэн-цзы научил его повесить там мужскую желтизну-реальгар, и тогда все змеи уползли прочь. Ныне можно использовать мужскую желтизну-реальгар из Уду. Она должна быть по цвету как петушиный гребешок. Если взять немного больше пяти лянов этого реальгара и уйти в горные лесные чащобы, то можно не бояться змей. Если же змея укусит человека, то достаточно немного реальгара приложить к ране, и пострадавший сразу же исцелится.

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

У Чунсюй

Общие сведения

У Шоу Ян (1574 — ~1644 год до сокрытия), другие имена: Цзы Дуаньян, Чунcюйцзы. Родом из провинции Цзяньси, город Наньчан. Являлся последователем Школы Лунмэньпай в 8-ом поколении. Основные трактаты, написанные У Чунсюем, это: 天仙正理直论 и 仙佛合宗语录. В первый год Цинской Династии стал патриархом Школы Лунмэньпай. Практиковал в горах Ванушань, после этого стал распространять учение внутренней алхимии. Один из основателей Школы УЛюпай. 

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Краткое жизнеописание

В детстве жил в бедности, усердно учился, стремился к понимаю человеческой природы. В последствии по особой судьбе, получил возможность вступить в ученики к Цао Хуаньяну, Ли Ниваню, Ван Куньяну. После 20 лет упорной практики достиг высоких стадий практики. В поздний период династии Мин У Чунсюй стал известным человеком, был уважаем императором Чжу Ицзюнем. В первый год Тяньци («небесное руководство») — девиз правления (с 1621 по 1627) императора династии Мин в Пекине в Храме Белых Облаков У Чунсюй возглавил издание «Дао цзана».

В 1622 году У Чунсюй закончил написание своих трактатов 天仙正理直论, 仙佛合宗语录, 金丹要诀.

Узнать подробнее о курсе трактатов Школы УЛюпай: УЗНАТЬ

Трактаты

  1. 天仙正理直论
  2. 仙佛合宗语录
  3. 金丹要诀

Лань Цайхэ

Биография

Лань был отшельником во времена династии Тан. Согласно трактатам Cу сяйчжуань  и Тайпин Гуанцзи носил вместо одежды синие тряпки и один ботинок. Летом обертывал себя в одеяло. Зимой лежал голым на снегу, при этом от всего его тела исходил пар. Появляясь в городах, он напевал песни и собирал милостыню. С помощью своих песен он побуждал людей начать следовать Дао. Считается, что его обучал Чжунли Цюань.

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Ван Чуи

Биография

Ван Чуи(исторически известные годы до сокрытия 1142-1217), также имел имя Юй Янцзы(или Юй Ян). Был родом из Нинхая. На 7-ом году девиза правления Дадин вступил в ученики к Ван Чунъяну. Продолжительное время отшельничал в пещере Янься, горы Куньюй, практикуя 9 лет. На 28-ом году девиза правления Дадин, принял приглашения императора Ши-цзуна для проведения праздничного ритуала. Один из Семи Истинных Севера. Основатель Школы Юйшаньпай Учения Совершенной Истины.

Передача Учения

Ван Чуи имел множество учеников. В текстах написано, что у него были тысячи последователей. Имена некоторых из них: Се Даошу, Чжу Цзин-и.

Трактаты

  1. 雲光集
  2. 清真集
  3. 西獄華山志
Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Ван Чунъян

Биография

Первое имя Чжунфу. Родился в зажиточной семье в деревне в провинции Шаньси. До того, как начать практиковать Дао, был конфуцианским учёным, сдал экзамен на военного чиновника во времена династии Цзинь. Какое-то время служил в качестве мелкого чиновника. В 1138 году встретился с Чжунли Цюанем и Люй Дунбинем, получил от них передачу Дао. Бросив социальную жизнь ушёл в деревню Наньши около горы Чжуннань.

После практики отправился искать Учеников в провинцию Шаньдун, где после долгих поисков встретил Ма Юя и Сунь Буэр, которые построили ему даосский храм, назвав его ЦюаньЧжэнь. Ван Чунъян обучил даосским практикам множество людей. Обучил семерых старших учеников, в последствии ставших известными как Семь Истинных Севера. Считается основателем Школы ЦюаньЧжэнь. Один из Пяти Патриархов Севера.

Передача Учения

Согласно «Записям Учения Золотого Лотоса» Люй Дунбинь передал Ван Чунъяну методы чистоты и покоя, недеяния, двойственного совершенствования Син Мин, возвращения золотого эликсира. Ван Чунъян имел множество учеников, самые знаменитые из них: Ма Юй, Тань Чудуань, Лю Чусюань, Цю Чуцзи, Ван Чуи, Хао Датун и Сунь Буэр.

Трактаты

  1. 王重陽全真集
  2. 王重陽教化篇
  3. 立教五十篇
Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Ван Сюаньфу

Биография

Ван Сюаньфу родился во времена династии Хань в Дунхае. Он восхищался бессмертными с самого детства. Позднее был обучался у Байюнь Шанчжэня и сокрылся в пещере Янься в горах Куньлунь, ведя отшельнический образ жизни ради практики Дао. Потом он ушёл в пещеру Цзыфу. По легенде, проживя в мире несколько сотен лет, Ван Сюаньфу оставался также молод и полон сил. Позже принял к себе в ученики Чжунли Цюаня и распространял даосизм среди обычного населения. Один из Пяти Патриархов Севера, Патриарх Школы даосизма Цюаньчжэньцзяо.

Передача Учения

Согласно Записям Учения Золотого Лотоса» Ван Сюаньфу получил передачу у Байюнь Шанчжэня множества методов даосизма, среди которых были: Секретная формула Великого Эликсира, Периоды огня небесного круга , Искусство фехтования Зеленого Дракона. В горах Чжуннань, Ван Сюаньфу, передал Учение Чжунли Цюаню. В последствии учение даосизма широко распространилось.

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.