Китайская медицина

К Статьям

История китайской медицины

Китайская медицина


Развитие китайской медицины насчитывает не одно тысячелетие. Ее основные теории и концепции сохранились до наших дней в древних медицинских канонах, которые и в настоящее время служат руководствами для практикующих китайскую медицину врачей.

Хуан-ди нэй цзин 黄帝内經, старейший из известных трудов китайской медицины, был составлен во времена династии Хань примерно в первом веке до нашей эры на основе более коротких текстов из разных медицинских направлений. Написанный в форме диалогов между легендарным Желтым императором и его министрами, он предлагает объяснения взаимосвязи между людьми, окружающей средой и космосом, содержимым организма, жизненной силой и патологией человека, симптомами болезни и о том, как принимать диагностические и терапевтические решения в свете всех этих факторов. В отличие от более ранних текстов, таких как «Рецепты от пятидесяти двух болезней», которые были раскопаны в 1970-х годах из гробницы Мавандуй, которая была запечатана в 168 году до н.э., Хуан-ди нэй цзин отвергал влияние духов и использование магии.

Трактат о заболеваниях, связанных с простудой, и различных заболеваниях Шан Хань Лунь был составлен Чжан Чжунцзином где-то между 196 и 220 годами н. э.; в конце династии Хань. Основное внимание в нём уделено на рецептах лекарств, а не на иглоукалывании. На данный момент этот трактат считается первым письменным источником в котором описано сочетание теории инь-ян, у-син и терапии лекарствами. Этот трактат также был самым ранним общедоступным текстом по древней китайской медицине, в котором симптомы группировались в определенные паттерны, которые пытались устранить терапией. Пройдя через многочисленные изменения с течением времени, трактат теперь распространяется в виде двух отдельных книг: 傷寒論 и 文匮要略, которые были отредактированы отдельно в одиннадцатом веке, при династии Сун.

Нань-цзин — 難經 («Канон трудного», «Книга о трудном»), написание приписывается Бянь Цюэ из династии Восточная Хань. Всего в трактате обсуждается 81 вопрос. Поэтому этот трактат также называют «Канон 81-й трудности». Трактат основан на базовой теории, а также содержит анализ некоторых свидетельств о заболеваниях. Вопросы от 1 до 22 касаются изучения пульса, вопросы от 23 до 29 касаются изучения меридианов, вопросы от 30 до 47 связаны с неотложными заболеваниями, вопросы от 48 до 61 связаны с серьезными заболеваниями, вопросы от 62 до 68 связаны с точками акупунктуры и вопросы с 69 по 81 относятся к методам иглоукалывания. Содержание трактата включает в себя физиологию, патологию, диагностику, содержание лечения, а также обсуждение пульсовой диагностики. Это трактат стал одним из четырех классических произведений для обязательного изучения у практикующих китайских врачей и оказал влияние на развитие традиционной медицины в Китае.

Шэнь-нун бэнь цао цзин 神农本草经 — одна из самых ранних медицинских книг, написанных в Китае. Считается, что она написана во времена династии Восточная Хань между 200 и 250 годами н.э., и что это был результатом совместных усилий нескольких практикующих врачей, которые собрали и обобщили результаты фармакологического опыта своего периода. Это было первое письменное, систематическое изложение китайской фитотерапии. Большинство фармакологических теорий и правил совместимости, а также предложенный принцип «семи эмоций и гармонии» играли роль в медицинской практике на протяжении тысячелетий.

Около 900-1000 гг. н.э. врачи ТКМ в Китае были первыми, кто разработал форму вакцинации, известную как вариоляция, для предотвращения оспы. Китайские врачи поняли, что, когда здоровые люди подвергаются воздействию ткани, пораженной оспой, у них меньше шансов заразиться этой болезнью в дальнейшем.

В 1950 году председатель Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун объявил о поддержке традиционной китайской медицины, но лично он в нее не верил и не пользовался ею. В 1952 году президент Китайской медицинской ассоциации сказал, что «Эта медицина будет иметь основу в современных естественных науках, впитает в себя древнее и новое, китайское и иностранное, все медицинские достижения — и станет Новой медициной Китая!»

Во время Культурной революции (1966-1976) КПК и правительство подчеркивали современность, культурную самобытность и социальную и экономическую реконструкцию Китая, противопоставляя их колониальному и феодальному прошлому. Правительство создало систему здравоохранения на низовом уровне в качестве шага в поисках новой национальной идентичности и попыталось возродить традиционную медицину и сделало крупные инвестиции в традиционную медицину, чтобы попытаться развить доступное медицинское обслуживание и учреждения общественного здравоохранения. Министерство здравоохранения руководило здравоохранением по всему Китаю и создало отделения первичной медицинской помощи. Китайские врачи, обученные западной медицине, должны были изучать традиционную медицину, в то время как традиционные целители проходили обучение современным методам. Эта стратегия была направлена на интеграцию современных медицинских концепций и методов и оживление соответствующих аспектов традиционной медицины. Таким образом, традиционная китайская медицина была воссоздана в ответ на западную медицину.

В 1968 году КПК поддержала новую систему оказания медицинской помощи в сельской местности. В деревнях был назначен босоногий доктор (медицинский персонал, обладающий базовыми медицинскими навыками и знаниями для лечения незначительных заболеваний), ответственный за базовую медицинскую помощь. Медицинский персонал сочетал ценности традиционного Китая с современными методами оказания медицинской и медицинской помощи бедным фермерам в отдаленных сельских районах. Босоногие врачи стали символом Культурной революции, благодаря внедрению современной медицины в деревнях, где использовались услуги традиционной китайской медицины.

Во втором десятилетии двадцать первого века генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин решительно поддержал ТКМ, назвав его «жемчужиной». По состоянию на май 2011 года, в целях продвижения ТКМ во всем мире, Китай подписал соглашения о партнерстве в области ТКМ с более чем 70 странами. Его правительство настаивало на расширении ее использования и увеличении числа врачей, обученных ТКМ, и объявило, что студенты ТКМ больше не будут обязаны сдавать экзамены по западной медицине.

Сокровенные знания древней даосской медицины о законах природы, устройства космоса и человека можно узнать в трактате Хуан-ди нэй цзин.

Теория

Каналы китайской медицины

Китайская медицина (или традиционная китайская медицина, ТКМ) — это широкий спектр медицинских практик, разделяющих общие концепции, которые были разработаны в Китае и основаны на традиции, насчитывающей более 2000 лет, включая различные формы фитотерапии, иглоукалывание, массаж (туйна), физические упражнения и диетотерапию. ТКМ широко используется в Китае, а также используется на Западе. Его философия основана на инь-ян 陰陽 и у-син 五行.

Инь и Ян символизируют равновесие. Особенностью традиционной китайской медицины является представление о том, что хорошее здоровье достигается различными балансами, в том числе балансом между инь и ян.

Инь и Ян

Инь-ян - основа теории китайской медицины

Инь и ян — это древние китайские концепции, которые, согласно археологическим находкам, восходят к династии Шан (1600-1100 гг. до н.э.). Они представляют два аспекта, на которые можно разделить каждое явление во Вселенной. Изначальными аналогиями для этих аспектов являются обращенная к солнцу (ян) и тенистая (инь) сторона холма. Двумя другими широко используемыми аллегориями инь и ян являются вода и огонь. В теории инь–ян подробно описываются иньский или янский характер вещей:

Небесные тела: Инь — луна, Ян — Солнце
Пол: Инь — женский, Ян — мужской
Местонахождение: Инь — внутрь, Ян — снаружи
Температура: Инь — холодный, Ян — горячий
Влажность: Инь — влажный, Ян — сухой

Концепция инь и ян также применима к человеческому телу; например, верхняя часть тела и спина относятся к ян, в то время как считается, что нижняя часть тела имеет характер инь. Характеристика инь и ян также распространяется на различные функции организма и, что более важно, к симптомам заболевания (например, ощущения холода и тепла считаются симптомами инь и ян соответственно). Таким образом, инь и ян тела рассматриваются как явления, недостаток (или избыток) которых сопровождается характерными сочетаниями симптомов:

1) Пустота Инь: ощущение жара, возможное потоотделение по ночам, бессонница, сухость в глотке, сухость во рту, темная моча, «мелкий» и учащенный пульс.

2) Пустота Ян: отвращение к холоду, холодные конечности, ярко-белый цвет лица, длительное мочеиспускание, диарея, бледный и увеличенный язык и немного слабый, медленный и тонкий пульс.

Существуют также правила, применимые к взаимоотношениям между у-син с точки зрения последовательности, воздействия друг на друга, противодействия и т.д.. Все эти аспекты теории у-син составляют основу концепции органов цзан-фу и тела. Теория у-син также применяется в диагностике и терапии.

Соответствия между телом и вселенной рассматривались не только в терминах У Син и инь-ян, но и в терминах «Великих чисел». Например, иногда наблюдалось, что количество акупунктурных точек равно 365, что соответствует количеству дней в году; а количество основных меридианов – 12 – считается соответствующим количеству рек, протекающих через древнюю китайскую империю. Воздействие на акупунктурные точки китайской чжэнь-цзю терапии является одним из основных методов лечения в китайской медицине

Тело

Каналы китайской медицины

В ТКМ считается, что жизненная энергия организма циркулирует по каналам китайской медицины, называемым также меридианами, которые имеют ответвления, связанные с органами и функциями организма.

Основными понятиями, используемыми в ТКМ, являются: ци 氣, кровь, пять органов цзан, шесть органов фу и меридианы. Все эти понятия имеют свои описанные взаимосвязи: каждый орган цзан связан с органом фу, которые питаются кровью и ци и через которые проходят соответствующие меридианы.

С древности для поддержания тела в отличном состоянии даосы практиковали чудесной упражнение стоя. Оно называется Чжань Чжуан или Свая.

Ци

ТКМ различает много видов ци. Так как это одно из основных понятий, имеющих важное значение, то можно сказать, что китайская медицина — это ци медицина. В общем смысле, ци — это то, что определяется пятью «кардинальными функциями»:

1) Приведение в действие – всех физических процессов в организме, особенно циркуляции всех жидкостей организма, таких как кровь в их сосудах. Это включает в себя приведение в действие функций органов и меридианов цзан-фу.

2) Согревание — тела, особенно конечностей.

3) Защита — против экзогенных патогенных факторов.

4) Сдерживание  – жидкостей организма, то есть удержание крови, пота и т.д. От утечки или чрезмерного выделения.

5) Преобразование — пищи, питья и дыхания в ци, сюэ (кровь) и цзинь («жидкости») и / или преобразование всех последних друг в друга.

Пустота ци будет характеризоваться, в частности, бледным цветом лица, вялостью духа, недостатком сил, спонтанным потоотделением, ленью говорить, не перевариванием пищи, одышкой (особенно при физической нагрузке) и бледным и увеличенным языком.

Таким образом, идея ци в китайской медицине — одна из фундаментальных основ. Считается, что ци частично вырабатывается из пищи и питья, а частично из воздуха (при дыхании). Другая значительная ее часть наследуется от родителей и будет потребляться в течение жизни.

Также ци циркулирует по меридианам, на которых располагаются точки. Эти точки на теле человека китайская медицина определяет как места входа и выхода ци в канал или из канала соответственно.

Сюэ — кровь

(血, «кровь») соотносится с физической формой – красной жидкостью, текущей в кровеносных сосудах. Её концепция, тем не менее, определяется его функциями: питание всех частей и тканей тела, обеспечение достаточного уровня влажности, поддержание и успокоение сознания и гармоничного сна.

Типичные симптомы недостатка крови описываются как: бледно-белый или увядший желтый цвет лица, головокружение, учащенное сердцебиение, бессонница, онемение конечностей; бледный язык; «тонкий» пульс.

Органы цзан-фу

Цзан-фу (脏腑; 臟腑). Термин цзан (臟) относится к пяти органам, которые считаются иньскими по своей природе – почки, печень, сердце, селезенка, легкие, в то время как фу (腑) относится к шести органам ян – мочевой пузырь, желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник и тройной обогреватель.

Основные функции цзан-органов заключаются в производстве и хранении ци и сюэ; говорят, что они регулируют пищеварение, дыхание, водный обмен, опорно-двигательный аппарат, кожу, органы чувств, старение, эмоциональные процессы и умственную деятельность. Функции же органов фу — просто передавать и переваривать вещества, такие как отходы и пища.

Соответствия У-син с органами:

Понятие болезни

В целом, болезнь в традиционной китайской медицине воспринимается как дисгармония (или дисбаланс) в функциях или взаимодействиях инь, ян, ци, крови, цзан-фу органов, меридианов и т.д. или взаимодействия между человеческим телом и окружающей средой.

Чтобы классифицировать паттерн заболевания, врачи исследуют такие вещи, как:

  • цвет и форма языка,
  • пульс,
  • запах изо рта,
  • качество дыхания или звук голоса.

Шесть патогенных факторов

Шесть патогенных факторов являются терминами, используемыми для описания паттернов дисгармонии, проявляющихся определенными типичными симптомами. Эти симптомы напоминают эффекты шести климатических факторов. Шесть патогенных факторов могут проявляться внутри организма без внешней причины. В этом случае их можно обозначить как «внутренние», например, «внутренний ветер» или «внутренний огонь (или тепло)».

  • Ветер: быстрое появление симптомов, блуждающее расположение симптомов, зуд, заложенность носа, «плавающий» пульс; тремор, паралич, судороги.
  • Холод: ощущение холода, отвращение к холоду, облегчение симптомов теплом, водянистые — прозрачные выделения, сильная боль, боль в животе, гипертонус мышц, белый язык, «глубокий» — «скрытый» или «струнообразный» пульс, или медленный пульс.
  • Жар: отвращение к жаре, высокая температура, жажда, красное лицо, красный язык, желтая шерсть на языке, учащенный пульс.
  • Сырость: ощущение тяжести, ощущение полноты, симптомы дисфункции селезенки, жирный мех на языке, «скользкий» пульс.
  • Сухость: сухой кашель, сухость во рту, сухость в горле, сухие губы, носовые кровотечения, сухая кожа, сухой стул.
  • Летний зной: либо высокая температура, либо смешанные симптомы влажной жары.

Восемь принципов диагностики

Как правило, первым и наиболее важным шагом в диагностике заболевания является оценка имеющихся признаков и симптомов на основе «Восьми принципов» (八纲; bā gāng). Эти восемь принципов относятся к четырем парам фундаментальных качеств болезни:

  • наружный (表 бяо) и внутренний (里 ли);
  • холод (寒 хань) и жар (热 жэ);
  • недостаток (虚 сюй) и избыток (实 ши);
  • Инь (阴) и Ян (阳).

После того, как определена фундаментальная природа заболевания с точки зрения Восьми принципов, исследование фокусируется на более конкретных аспектах. Оценивая существующие признаки и симптомы на фоне типичных моделей дисгармонии различных сущностей, собираются доказательства того, затронуты ли конкретные сущности или как. Эту оценку можно провести:

  • в отношении меридианов (经文辩证; jīngluò biàn zhèng)
  • в отношении ци (气血辩证,; qì xuè biàn zhèng)
  • в отношении сюэ (气血辩证; qì xuè biàn zhèng)
  • в отношении жидкостей организма (津液辩证; jīnyè biàn zhèng)
  • в отношении zàng-fǔ (脏腑辩证; zàngfǔ biàn zhèng) – очень похоже на это, хотя и менее конкретно, описание модели дисгармонии в терминах пяти элементов [五行辩证; Wǔ xíng biàn zhèng])

Существуют также три специальные системы диагностики, используемые только в случае лихорадочных и инфекционных заболеваний: «Шестиканальная система»; «Схема с четырьмя делениями» ;  «Схема тройного обогревателя».

Соображения о причинах заболевания

Выделяют три основные категории причин заболеваний:

Внешние причины: к ним относятся Шесть Излишеств и «Пагубная Ци».

Внутренние причины: «Семь эмоций» (七情; qī qíng, иногда также переводится как «Семь эмоций») — радость, гнев, задумчивость, печаль, страх, испуг и горе. Считается, что они могут вызвать повреждение функций органов цзан-фу.

Внешние — не внутренние причины: нарушения в питании (особенно: слишком много сырой, холодной, острой, жирной или сладкой пищи; переедание; слишком много алкоголя), усталость, сексуальная невоздержанность, травмы и паразиты.

Диагностика

В ТКМ существует пять основных методов диагностики:

  • осмотр,
  • выслушивание,
  • обоняние,
  • расспрос,
  • пальпация.

Они сгруппированы в так называемые «Четыре столпа» диагностики, которыми являются осмотр, выслушивание / обоняние, опрос и пальпация (望,聞,問,切).

Осмотр

Фокусируется на лице и, в частности, на языке, включая анализ размера языка, формы, натяжения, цвета и покрытия, а также отсутствия или наличия следов зубов по краям.

Аускультация относится к прослушиванию определенных звуков (например, хрипов).

Обоняние — выслушивание

относится к обращению внимания на запах тела. Запрос фокусируется на «семи запросах», которые включают в себя расспросы человека о регулярности, тяжести или других характеристиках: озноба, лихорадки, потоотделения, аппетита, жажды, вкуса, дефекации, мочеиспускания, боли, сна, менструации, лейкореи.

Пальпация

включает в себя ощупывание тела в поисках чувствительных точек, а также пальпацию пульса на запястье, а также различных других пульсов, и пальпацию живота.

Исследование языка и пульса являются одними из основных методов диагностики при ТКМ. Детали языка, включая форму, размер, цвет, текстуру, трещины, следы зубов, а также налет на языке, рассматриваются как часть диагностики языка. Считается, что различные участки поверхности языка соответствуют органам цзан-фу. Например, покраснение на кончике языка может указывать на жар в сердце, в то время как покраснение по бокам языка может указывать на жар в печени.

Пальпация пульса включает измерение пульса как на поверхностном, так и на глубоком уровне в трех разных местах на лучевой артерии каждой руки, в общей сложности двенадцать пульсов, каждый из которых, как считается, соответствует определенному цзан-фу. Пульс исследуется по нескольким характеристикам, включая ритм, силу и громкость, и описывается такими качествами, как «плавающий, скользкий, похожий на укрепление, слабый, нитевидный и быстрый»; каждое из этих качеств указывает на определенные формы заболевания. Изучение ТКМ-пульсовой диагностики может занять несколько лет.

Фитотерапия

Сырье для приготовления лекарств китайской медицины

Сырье

В Китае используется около 13 000 рецептов, а в древней литературе описано более 100 000 рецептов ТКМ. Растительные элементы и экстракты на сегодняшний день являются наиболее часто используемыми элементами. В классическом справочнике традиционных лекарств от 1941 года было перечислено 517 лекарств, из них 45 были частями животных, а 30 – минералами.

Традиционная классификация

Традиционные классификации и классификации, которые все еще можно найти сегодня, следующие:

Классификация по четырем природным свойствам:

горячие, теплые, прохладные или холодные (или нейтральные по температуре), а горячие и теплые травы используются для лечения простудных заболеваний, в то время как прохладные и холодные травы используются для лечения тепловых заболеваний.

Классификация в соответствии с пятью вкусами:

Острый, сладкий, горький, кислый и соленый. Вещества также могут иметь более одного вкуса. Каждый из пяти вкусов соответствует одному из органов цзан, который, в свою очередь, соответствует одной из пяти фаз. Вкус подразумевает определенные свойства и терапевтические действия вещества; например, соленость стекает вниз и размягчает твердые массы, в то время как сладость дополняет, гармонизирует и увлажняет.

Классификация в соответствии с меридианом – точнее, органом цзанфу, включая связанный с ним меридиан, — на который, как можно ожидать, в первую очередь влияет данное соединение.

Классификация в соответствии с конкретной функцией в основном включает в себя:

тоники ци; тоники крови; тоники ян; тоники инь; успокоительные; охлаждающие жар и очищающие от огня; охлаждающий жар и иссушающие сырость; охлаждающие жар и выводящие токсины; охлаждающие жар и кровь; охлаждающие жар типа недостатка; рассеивающие ветер-холод; рассеивающие ветер-жар; слабительные; увлажняющие слабительные; сильные слабительные, изгоняющие воду; изгоняющие ветер-сырость;  ароматные, преобразующие сырость; сцеживающие сырость; изгоняющие холод и прогревающие внутреннее; регулирующие и двигающие ци; улучшающие пищеварение, устраняющие застой пищи; охлаждающие кровь, останавливающие кровотечение; устраняющие застой крови, останавливающие кровотечение; вяжущие, останавливающие кровотечение; прогревающие меридианы, останавливающие кровотечение; активизирующие кровообращение, утоляющие боль; активизирующие кровообращение, нормализующие менструальный цикл; активизирующие кровообращение, способствующие заживлению тканей; активизирующие кровообращения, устраняющие скопления; останавливающие кашель, успокаивающие одышку; успокаивающие печень; останавливающие ветер, останавливающие судороги(спазмы); открывающие отверстия; вяжущие; детоксицирующие, останавливающие зуд, убивающие паразитов; детоксицирующие, заживляющие.

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ ПО РАЗБОРУ ТРАКТАТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Цигун

К Статьям

Упражнения цигун в наше время широко известны и практикуются многими людьми для оздоровления организма и укрепления тела. В настоящее время есть множество систем, методов и техник, направленных как на здоровье, так и на обретение необычных способностей.

Происхождение Цигун

Цигун для начинающих

Термин цигун, как и многие современные его школы берут свое начало с середины 20 века и далее. До этого названий для систем оздоровления было множество:

Дао инь

Эти методы, исходя из древних источников, представляют собой гимнастические методы, способствующие правильной циркуляции ци, продлению жизни и предотвращению болезней. Очень часто эти методы дао инь имитируют движения животных: тигр, обезьяна, медведь, олень, птица и т.д..

Ян шэн

Принципы и методы оздоровления, питания, режима дня, режима активности и отдыха. Сюда входят так же простейшие рецепты питания, к примеру, рис с женьшенем. Чаще всего рекомендации распределяются по 4 сезонам, 24 сезонам и другим циклам. Одна и целей методик — достижение долголетия. Базовые концепции, которые легче в основы Ян шэн описаны в трактате Хуанди Нэйцзин.

Би Ци

Представляло собой практику задержки дыхания после вдоха. Упоминается в таком знаменитом трактате, как Баопу-цзы. Часто би ци совмещалась с дао-инь, в чистом виде задержки дыхания могли доходить до одной тысячи счетов.

Бу ган

Древняя практик медитативной ходьбы по различным схемам. К примеру: квадраты Хэту и Лошу, восемь триграмм, различные схемы созвездий. Считается, что традиция комплексов бу ган берет свое начало от знаменитых шагов Юя.

Бу ци

Метод лечения за счет распространения своей внутренней ци. В техниках бу ци используются направления света и дыхание для этих целей.

Фу ци

Техники глотания внешней ци. В трактатах о фу ци обычно пишут о ци пяти направлений, ци солнечных лучей, в особое время шести циклических знаков и другие.

Би гу

Техники лечебного голодания, которые включают в себя отказ от обычной пищи. Взамен этого при практике би гу принимают различные травы, минералы, «талисманную» воду и используют дыхательные практики. Упоминаются в том числе в знаменитом трактате «Баопу-цзы«.

Существует чудесная практика неподвижного стояния в течении долгого времени, которая направлена на укрепление здоровья и набор энергии-ци. Она называется Чжань Чжуан, или Свая.

Не смотря на разнообразие систем и их названий в Китае, для простоты понимания, методы в этой статье будут обозначаться современным словом «Цигун».

Разновидности методов Цигун

Комплекс цигун

Существуют десятки форм Цигун для начинающих и опытных практиков, вот список некоторых из них из популярных в России источников:

Цигун с палкой

Упражнения с палкой для людей с ослабленным здоровьем.

Цигун самопроизвольных движений

С помощью специальных методов использования мысли и дыхания запускаются самопроизвольные движения тела, считается, что эта техника позволяет достичь хороший оздоровительный эффект при неврозе, бессоннице и других.

Метод получения солнечной ци

Комплекс цигун, где с помощью мысли, дыхания и специфических поз впитывают солнечную ци на востоке для увеличения ян-ци.

Метод наблюдать луну, созерцать звезды

Цигун, где с помощью мысли, дыхания и специфических поз впитывают лунную ци и ци звезд на востоке для достижения ясности сердца и очищения мозга. Считается, что долгая практика по такому методу укрепляет зрение и оздоравливает мысли и эмоции.

Метод пустоты и покоя

Метод, заключающийся в тренировке естественного расслабления тела и сознания в состояния бодрости.

Метод «Восход солнца»

Метод, использующий мысль для движения ци через почки, мин-мэнь и даньтянь. Усиливают работу почек и увеличивает ян.

Метод укрепления цзин

Лежачий метод самомассажа, в котором используются движения ладонями по и против часовой стрелки для укрепления истинного ян.

Метод пронизывать по вертикали средний дворец

Упражнение сочетающее в себе движение мысли с дыханием от точки хуэй-инь до точки бай-хуэй, посредством чего укрепляются цзин, ци и шэнь.

Метод вращение глазами

Метод сочетающий в себе дыхание и движение глазными яблоками, приносит пользу глазам.

Метод вращения вокруг даньтянь

В данном методе используется движение мысли, задействуются точки хуэй-инь, мин-мэнь и область низа живота. Тренирует цзин ци, гармонизирует и двигает ци в области даньтянь.

Игры пяти зверей

Комплекс цигун, разработанный знаменитым врачом Хуа То. Движения имитируют движения пяти животных. По легенде, практикуя этот комплекс, ученик Хуа То — У Пу тренировался до девяноста лет, сохраняя долголетие, остроту слуха и зрения, все зубы у него были в сохранности, а аппетит — как в молодости.

Цигун огненного дракона

Цигун, сочетающий в себе работу мысли и элементы внешней алхимии. Так же в нем присутствует религиозное учение.

Цигун нищих

Упражнения, сочетающие в себе дыхание и движения. Метод способствует улучшению пищеварения.

Цигун тигриного шага

Специальный метод шагов, укрепляющий ноги и поясницу, из органов — почки и печень.

Жесткий цигун

Методы укрепления тела путем жестких упражнений, в сочетании со специальными видами дыхания и движениями мысли. Часто представители жесткого цигуна демонстрируют необычные феномены тела: стояние на стекле, выдерживание мощных ударов по телу, разбивание камней и пр.

Железная ладонь

Метод набивки ладоней и кулаков с использованием мысли и дыхания. В результате рука станет твердой как «железо». Можно будет ломать кирпичи, камни и прочее.

Испускание внешней ци

Система содержит несколько упражнений для гармонизации, накопления и испускания внешней ци.

Лучшим видом статического цигуна в даосизме считается Свая.

Основные составляющие практики цигун

Цигун

В практике цигун существуют различные принципы и составляющие, различающиеся в зависимости от метода:

Положение тела

Включает в себя:

  • любые положения;
  • любые движения;
  • шаги;

Дыхание

Включает в себя:

  • естественное дыхание;
  • задержки дыхания;
  • методы дыхания со счетом, задержками в различных положениях тела;

Мысль

Включает в себя:

  • удержание мысли в определенной точке тела;
  • удержание мысли в определенной точке снаружи;
  • движение мысли внутри тела;
  • движение мысли снаружи — внутрь и изнутри-наружу;
  • сосредоточение на определенном образе;
  • рассеивание внимания наружу;
  • проведения мысли по каналам;
  • сосредоточение на акупунктурных точках;
  • сосредоточение на центрах тела;

9 ошибок в практике Цигун

  • напряжение в теле и сознании;
  • отсутствие статики;
  • отсутствие динамики;
  • недостаточная проработка теории;
  • отсутствие последовательности в методике;
  • приверженность комплексам;
  • выдумывание методов без многолетней проверки;
  • использование воображения;
  • обильное использование мысли, внимания;

Разновидности «Цигун» в нашем Центре

Чжань чжуан

Одна из самых известных практик цигун — стояние столбом. Проработка практики идет по следующей схеме:

1. Начальный этап и стабилизации

2. Углубленное состояние «Наступления» и «Вывода»…

3. Дальнейшее продвижение «Феномены 3 дыханий»…

4. Первичная пустота

И далее другие этапы.

Чунсюэгун

Проработка в системе идет последовательно, по трем частям:

1. Очищение каналов и сосудов тела.

2. Тщательная проработка двенадцати каналов по точкам.

3. Проработка баланса энергий в каналах и органах.

Чжань чжуан инь-ян

Метод совмещения проработки Чжань чжуан и баланса Инь-Ян. Позволяет ускорить прогресс в Чжань чжуан, цигун, ушу и других практиках.

Преподается только в продвинутой группе.

Чжэнтайгун

Данная практика направлена на восстановление систем и каналов организма, правильно функционировавших в эмбрионе до перерезания пуповины. Представляет из себя определенные положения тела сидя и лежа, с прохождением стадий и задач каждого этапа. Ускоряет продвижение в свае и алхимии.

Преподается только в продвинутой группе.

Мастера

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Гуанчэн-цзы

Биография

Во второй главе Чжуан-цзы Гуанчэн-цзы упоминается как Учитель Хуанди. Согласно тексту, Гуанчэн-цзы учил Хуанди о важности сохранении тела для достижения долголетия. Суть его наставления состояла в том, что нужно отсекать внешние раздражители, позволять телу восстанавливать себя, сохранять «чистоту и покой», не подвергать тело напряжению. Этот совет цитируется в 14 главе Хуайнаньцзы и это событие описано в биографии Гуанчэнцзы в Шэньсянь Чжуане. Гуанчэнцзы утверждал, что благодаря практике этих методов он прожил 1200 лет. Считается, что это была шутка, и многие воспринимают это событие как анекдот.

В Баопу-цзы в главе 17 так же описывается встреча Хуанди с Гуанчэн-цзы:

Баопу-цзы сказал: «Некогда на Круглых холмах было много больших змей, но, получив хорошее снадобье, Хуан-ди взошел на них. Гуан Чэн-цзы научил его повесить там мужскую желтизну-реальгар, и тогда все змеи уползли прочь. Ныне можно использовать мужскую желтизну-реальгар из Уду. Она должна быть по цвету как петушиный гребешок. Если взять немного больше пяти лянов этого реальгара и уйти в горные лесные чащобы, то можно не бояться змей. Если же змея укусит человека, то достаточно немного реальгара приложить к ране, и пострадавший сразу же исцелится.

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Аньци Шэн

Биография

Анци Шэн это легендарный даосский мастер. Известно, что ему уже было тысячу лет в период правление Цинь Ши Хуанди (221-220 г.г. до нашей эры). В трактате Лесянь чжуань написано, что он был родом из Ланя (Шаньдун). Он продавал медикаменты на побережье, и был известен под именем Тысячелетний человек. Этот же источник утверждает, что когда Цинь Ши Хуанди путешествовал на восток, он разговаривал с Анци Шэнем три дня и три ночи. Император подарил ему большое количество нефрита и золота. Анци Шэнь вернул все сокровища вместе с красными нефритовыми тапочками и пригласил императора искать его через несколько лет на острове Пэнлай в восточном море. Позднее император отправлял экспедиции в поисках Анци, но им не удалось достичь Пэнлая. Трактат Шицзи, написанный во времена династии Хань алхимиком Ли Шаоцзюнем утверждал, что он посещал Анци Шэня во время своих путешествий к восточному морю, где он видел, что легендарный даосский мастер кушал ююбы размером с большой арбуз. Хань Уди(141-87 лет до н.э.), как и Цинь Ши Хуанди до него, отправлял исследователей на поиски Анци на Пэнлая, но они завершались неудачей. Согласно трактату Гаоши Чжуань, составленному Хуанфу Ми, Анци Шэнь обучился своему искусству у Хэшан Чжанжэня, древнего мастера, которому приписывают авторство комментарий к Дао Дэ Цзину: Лаоши Хэшан гун Чжанцзюй. Анци Шэн занимает важное место в традициях Тайцин и Шанцин. Он считается одним из ранних мастеров Школы Тайцин, и утверждается, что он передал «методы огня печи для божественного эликсира» Ли Шаоцзюню и «киноварный метод золотой жидкости» Мамин Шэну. Его имя появляется в записях Школы Шанцин как Сицзи Чжэньжэнем (Истинным человеком четырёх полюсов), и он отождествляется с Бэйцзи Чжэньжэнь (Истинный человек северного полюса) в трактате Тао Хунцзина «Чжэньлин Вэйе Ту».

В литературных произведениях имя Анцишэня все также продолжает ассоциироваться с островом Пэнлай, к примеру «Морская поэма» Му Хуа. Несколько географических объектов в Китае также ассоциируется с известным даосским Мастером, включая место в Гуанчжоу, где утверждается, что он проживал, и гора в Шаньдуне, названная в его честь.

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Бао Цзин

Биография

Бао Цзин, место рождение не известно, был потомком Бао Сюаня и Бао Юна, двух старших офицеров, живших во времени династии Хань и поздняя Хань. Он начал свою карьеру в качества младшего государственного служащего в Наньяне (Хэнань). Позднее в 313 году во время правления династии Западная Цзинь был повышен до поста губернатора в Наньхае (Гуандун). В 320 году он ушел со своего поста и стал жить в Даньяне (около Наньцзина, Цзяньсу).

Передача Учения

Считается, что Бао Цзин начал своё обучение даосизму в 318 году у Мастера Инь Чаншэна, который передал ему трактат «Талисман Инь Шэна Великого Сокровенного». Другие источники, утверждают, что Цзо Цы передал Бао трактат «Чертёж истинной формы пяти пиков» и алхимические трактаты. Также Бао был Учителем Гэ Хуна по алхимии и передал ему одну из версий Письмён Трёх Августейших которую он получил практикуя в пещере.

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

У Чунсюй

Общие сведения

У Шоу Ян (1574 — ~1644 год до сокрытия), другие имена: Цзы Дуаньян, Чунcюйцзы. Родом из провинции Цзяньси, город Наньчан. Являлся последователем Школы Лунмэньпай в 8-ом поколении. Основные трактаты, написанные У Чунсюем, это: 天仙正理直论 и 仙佛合宗语录. В первый год Цинской Династии стал патриархом Школы Лунмэньпай. Практиковал в горах Ванушань, после этого стал распространять учение внутренней алхимии. Один из основателей Школы УЛюпай. 

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Краткое жизнеописание

В детстве жил в бедности, усердно учился, стремился к понимаю человеческой природы. В последствии по особой судьбе, получил возможность вступить в ученики к Цао Хуаньяну, Ли Ниваню, Ван Куньяну. После 20 лет упорной практики достиг высоких стадий практики. В поздний период династии Мин У Чунсюй стал известным человеком, был уважаем императором Чжу Ицзюнем. В первый год Тяньци («небесное руководство») — девиз правления (с 1621 по 1627) императора династии Мин в Пекине в Храме Белых Облаков У Чунсюй возглавил издание «Дао цзана».

В 1622 году У Чунсюй закончил написание своих трактатов 天仙正理直论, 仙佛合宗语录, 金丹要诀.

Узнать подробнее о курсе трактатов Школы УЛюпай: УЗНАТЬ

Трактаты

  1. 天仙正理直论
  2. 仙佛合宗语录
  3. 金丹要诀

Лань Цайхэ

Биография

Лань был отшельником во времена династии Тан. Согласно трактатам Cу сяйчжуань  и Тайпин Гуанцзи носил вместо одежды синие тряпки и один ботинок. Летом обертывал себя в одеяло. Зимой лежал голым на снегу, при этом от всего его тела исходил пар. Появляясь в городах, он напевал песни и собирал милостыню. С помощью своих песен он побуждал людей начать следовать Дао. Считается, что его обучал Чжунли Цюань.

Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.

Ван Чуи

Биография

Ван Чуи(исторически известные годы до сокрытия 1142-1217), также имел имя Юй Янцзы(или Юй Ян). Был родом из Нинхая. На 7-ом году девиза правления Дадин вступил в ученики к Ван Чунъяну. Продолжительное время отшельничал в пещере Янься, горы Куньюй, практикуя 9 лет. На 28-ом году девиза правления Дадин, принял приглашения императора Ши-цзуна для проведения праздничного ритуала. Один из Семи Истинных Севера. Основатель Школы Юйшаньпай Учения Совершенной Истины.

Передача Учения

Ван Чуи имел множество учеников. В текстах написано, что у него были тысячи последователей. Имена некоторых из них: Се Даошу, Чжу Цзин-и.

Трактаты

  1. 雲光集
  2. 清真集
  3. 西獄華山志
Всё о древнем учении, на котором строится вся китайская цивилизация можно узнать на Курсе Основы Даосизма, идёт набор.